Учебник для 7 класса

Обществознание

§ 12. Обмен, торговля, реклама

  • Что создаётся трудом?
  • Как влияет на экономику разделение труда?
  • Какая форма хозяйствования в большей степени отвечает целям экономики — натуральное хозяйство или товарное?
  • Как ты относишься к поговорке «Не обманешь — не продашь»?
  • Всегда ли обмен бывает справедливым и равным?
  • Кто выигрывает от торговли — продавец или покупатель?

Зачем люди обмениваются

Ты уже знаешь, что человек может удовлетворить свои потребности двумя способами: изготовить всё необходимое самостоятельно или обменять часть излишков, созданных своим трудом, на необходимые вещи, изготовленные другими людьми. С появлением общественного разделения труда начал бурно развиваться обмен.

В чём преимущества обмена? Во-первых, человеку не нужно всё добывать или делать самому. Во-вторых, в результате можно получить в своё пользование больший объём разнообразных благ. Это побудило людей сделать обмен важной стороной экономической деятельности.

Что необходимо, чтобы обмен состоялся? Сначала надо произвести экономическое благо, а потом предложить его к продаже, т. е. сделать его товаром. Любая продукция, чтобы стать товаром, должна обладать двумя свойствами: потребительной стоимостью, т. е. быть полезной, нужной людям, и меновой стоимостью, т. е. способностью обмениваться на другие продукты.

Стоимость — мера, с помощью которой определяется ценность товара или его полезность. Например, у часов с пластмассовым и металлическим корпусом одинаковая потребительная стоимость, но разная меновая. У буханки хлеба и пачки сигарет одинаковая меновая стоимость, но разная потребительная стоимость.

Тебе, конечно, приходилось меняться. Например, ты поменял карандаш на ластик. А теперь представь, что ты поменял новый велосипед на компакт-диск. Можно ли такой обмен назвать равным или равноценным? Наверное, нет, потому что предметы обмена имеют разную цену.

Цена товара — это его стоимость, выраженная в денежной форме. Одно из условий обмена — он должен быть равноценным, взаимовыгодным, а для этого необходимо знать стоимость обмениваемых вещей и измерять её в одних единицах.

С самых древних времён в обществе существовал бартер — натуральный обмен одной вещи на другую. Деньги для такого обмена не нужны. Этот способ обмена дожил до наших дней. Бартер, как и натуральное хозяйство, — пережиток прошлого, имеющий серьёзные недостатки: он неудобен, занимает много времени на поиск варианта обмена, не всегда равноценный и справедливый. Поэтому в современной экономике преобладает рыночное хозяйство и обмен с использованием денег.

Вся совокупность экономических отношений, проявляющихся в сфере производств, обмена и потребления товаров и услуг, называется рынком. У этого слова есть и ещё одно, знакомое каждому значение. Так называют место, где идёт купля-продажа товаров.

Рынок связывает экономически обособленных производителей, которые обмениваются результатами своей деятельности. В условиях рыночного хозяйства продавцы могут свободно устанавливать цены, а покупатели — делать выбор: покупать товар по этой цене или нет. Главный принцип рынка — сделка должна быть выгодна и продавцу и покупателю. Покупатель удовлетворяет свои потребности в необходимых товарах с наибольшей пользой для себя. Производитель, ориентируясь на его потребности, стремится произвести больше нужных людям товаров и услуг.

Торговля и её формы

Регулярный обмен товарами и услугами стал основой ещё одного вида экономической деятельности и сотрудничества людей — торговли.

Торговля — отрасль хозяйства, в которой происходит реализация товаров путём купли-продажи. Она позволяет соединить производителей товаров и их непосредственных потребителей, людей и предприятия в единое хозяйство страны.

Почему возникла торговля? Люди для удовлетворения своих потребностей стремятся получить как можно больше разнообразных товаров и услуг, но каждый при этом способен произвести лишь ограниченный набор видов продукции. Это противоречие и позволяет разрешить торговля. Люди постепенно убедились в её преимуществах, ведь возможность торговать позволяла получить большее количество благ.

Розничная торговля

Торговля помогает людям удовлетворять их растущие потребности, развивать деловую активность, накапливать богатства.

Современные торговые организации постоянно ищут способы всё большего удовлетворения запросов потребителей. Например, не так давно в наших городах и посёлках на дверях некоторых предприятий торговли появились вывески «24 часа». В магазинах можно увидеть вывески «Сезонная распродажа», «Акция. Скидки на товары от 10 до 50%», «Все товары по одной цене».

Оптовая торговля

Торговля может быть оптовой и розничной, внутренней и внешней. Оптовая торговля — это продажа товаров крупными партиями, а розничная — продажа единичных товаров или мелких партий. Примером оптовой торговли может быть закупка торговой базой товаров у предприятия-изготовителя, а затем отправка их в магазины. Продажа товаров населению в различных торговых предприятиях — это розничная торговля.

Внутренняя торговля осуществляется в пределах одной страны, а внешняя — с зарубежными странами. Внешняя торговля осуществляется по особым правилам, принятым во всём мире.

    Путешествие в прошлое
    Первые формы торговли появились около 7 тыс. лет назад. Обмен товарами происходил на границах расселения различных племён. Позднее выделились целые «торговые народы», специализировавшиеся на внешней торговле. В античных городах самым людным местом были торговые площади. В Средние века в Европе появились так называемые торговые города (Венеция, Генуя, Гамбург). В начале Нового времени для оптовой торговли уже существовали ярмарки. В то же время в отдельных странах вводились запреты на вывоз некоторых товаров. Например, из Китая запрещалось вывозить шелковичных червей, а из Англии — шерсть.
    Развитие торговли привело к Великим географическим открытиям. Ведь Колумб плыл в Индию за дорогостоящими пряностями, а открыл Америку. Торговля стимулировала многие открытия в производстве, создание новых видов товаров и услуг. Из торговли, купеческих денег родились мануфактуры — предвестники современной промышленности. Торговля связывала народы и страны друг с другом. «Торговля объединяет человечество во всеобщее братство взаимной зависимости и интересов», — утверждал американский политик Дж. Гарфилд (1831—1881).
    Вот что писал о значении свободы торговли российский историк и государственный деятель В. Н. Татищев (1686—1750) в послании Петру I: «Ежели Вы, Государь, не дадите свободу действий нашим людям в торговле и ремёслах, будут ждать нас великие беды».
    Торговля всегда являлась важным источником экономического благополучия страны, роста её доходов и богатства граждан. Ограничение торговли — тормоз экономического развития.

    Найди аргументы в поддержку высказываний Дж. Гарфилда и В. Н. Татищева.

Реклама — двигатель торговли

Тебе, наверное, знакомо это утверждение. Попробуем разобраться, так ли это. Реклама (от лат. reclamo — выкрикиваю) — информация о потребительских свойствах товара или услуги с целью продажи.

Устная и письменная реклама появилась ещё в Древней Греции и в Древнем Риме. Вспомним, как жители средневековых городов узнавали о товаре или услуге, которые им предлагал булочник или сапожник, цирюльник или портной.

Родина современной рекламы — Соединённые Штаты Америки. Там в XIX в. возникли рекламные агентства, превратившие рекламу в самостоятельный вид деятельности. Современная реклама — доходный бизнес, целая отрасль экономики. Здесь трудятся люди разных специальностей (художники, инженеры, артисты и др.) и используются все современные средства информации — печать, телевидение, радио, Интернет. Реклама (вывески, щиты, световые надписи) стала частью облика современных городов.

Если ты являешься пользователем Интернета, то, конечно, знаком с интернет-магазинами и электронной рекламой. Она имеет свои особенности и возможности для продвижения товаров к потребителю. Например, продавец может дать самую разнообразную информацию о своих товарах и услугах. Да ещё с видео- и музыкальным оформлением! Такая реклама предоставляет потребителю право самому выбрать то, что ему действительно необходимо. А потом он может, не выходя из дома, сделать заказ, оформить доставку товара.

    Чтобы узнать, чем ещё реклама в Интернете выгодно отличается от других средств рекламы, предложи одноклассникам поработать над проектом «Покупка через Интернет — выгодно и удобно».

Реклама использует различные способы и средства обращения производителей к потребителям и преследует одновременно несколько целей: информация (рассказ о новом товаре с описанием выгод от его потребления, создание образа фирмы), формирование предпочтения (убеждение в преимуществах уже известного потребителям товара, аргументация в его пользу), напоминание (поддержка на высоком уровне осведомлённости об известном товаре).

Реклама в городе

Производители и продавцы товаров затрачивают значительные средства на рекламу. Они создают специальные службы, нанимают рекламных агентов, разрабатывают товарные знаки (вероятно, тебе известны знаки фирм «МТС», «Адидас» и др.). В качественной рекламе заинтересованы не только производители, но и потребители.

Порой рекламная информация бывает недобросовестной или недостоверной. Отдельные предприниматели, стремясь увеличить свою прибыль, намеренно приукрашивают и даже искажают сведения о товарах. Газеты, журналы и Интернет, как правило, не несут ответственности за достоверность рекламной информации.

Поэтому потребителю важно самому критически оценивать рекламу. В этом ему помогут сравнение и оценка информации из различных источников, получение дополнительной информации из специализированных магазинов, консультация продавца-специалиста, изучение документации на товар и т. д. Потребителю нужно и самому различать негативную роль рекламной информации (например, реклама алкогольных напитков, сигарет и т. п.).

Проверим себя

  1. Как обмен решает задачи экономики?
  2. Что необходимо для выгодного обмена?
  3. Зачем люди и страны торгуют?
  4. Почему торговлю считают источником экономического благополучия страны?
  5. Для чего нужна реклама товаров и услуг?

В классе и дома

  1. Используя знания по курсу истории и материал параграфа, подготовь устный ответ, доказывающий, что появление купечества было значительным событием в развитии цивилизации.
  2. Вырежи из газет рекламные объявления, данные с целью привлечения внимания, обеспечения информацией, создания предпочтения. Дай им оценку, учитывая следующие требования к рекламе: реклама должна вызывать интерес у потребителя и ощущение того, что он узнал что-то новое; реклама должна быть полезной и сообщать потребителю то, что он желает узнать; реклама должна быть правдивой.
  3. Попробуй объяснить значение правила, которым руководствовались русские купцы: «Уговор дороже денег».
  4. Какое из действий можно назвать бартерной сделкой? Фермер выгодно продал выращенный урожай капусты, затратив на это всего один день.
    Два производителя стройматериалов обменялись партиями товаров, не потратив при этом ни одного рубля. Продавец перезревших персиков был вынужден продать их оптом и по более низкой цене.
  5. Ниже приведён ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «обмен». Найди и укажи термин, выпадающий из этого ряда и относящийся к другому понятию. Торговля, реклама, налог, товар, бартер, деньги.
  6. Объясни значение русских пословиц: «Хорошо дёшево не бывает», «Цена по товару, а товар по цене», «Дорожиться — товар залежится, продешевить — барышей не нажить».
  7. Фирма, организовавшая производство нового вида зубной пасты для детей, предложила тебе в свободное от учёбы время стать рекламным агентом. Подготовь и предложи фирме план рекламной акции.

Учимся быть думающим покупателем

Всегда ли твои покупки бывают успешными, или тебе приходится сожалеть о сделанном выборе? Представим себе типичную ситуацию: ты собираешься летом поехать в спортивный лагерь или на дачу и решил купить гитару и новые кроссовки. У тебя есть несколько вариантов выбора места и условий покупки, но каждый имеет свои преимущества и недостатки.

  1. Местный рынок потребительских товаров. Ассортимент товаров большой, цены оптовые (ниже, чем в магазине), гарантия качества отсутствует, достоверная информация о товаре ограничена или отсутствует.
  2. Объявление о продаже товара в газете. Цена договорная. Гарантия качества отсутствует. Достоверной информации о товаре нет.
  3. Универмаг. Цены розничные (выше, чем на рынке). Имеется гарантия качества, достоверная и полная информация о товаре.

Выбор остаётся за тобой. Экономисты же рекомендуют рациональному потребителю делать покупку товара длительного пользования (в нашем случае гитара) в универмаге, а товара повседневного спроса (в нашем случае кроссовки) на рынке потребительских товаров.

 

Рейтинг@Mail.ru