|
|
Учебник для 7 класса ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ§ 12. Обмен, торговля, реклама
Зачем люди обмениваютсяТы уже знаешь, что человек может удовлетворить свои потребности двумя способами: изготовить всё необходимое самостоятельно или обменять часть излишков, созданных своим трудом, на необходимые вещи, изготовленные другими людьми. С появлением общественного разделения труда начал бурно развиваться обмен. В чём преимущества обмена? Во-первых, человеку не нужно всё добывать или делать самому. Во-вторых, в результате можно получить в своё пользование больший объём разнообразных благ. Это побудило людей сделать обмен важной стороной экономической деятельности. Что необходимо, чтобы обмен состоялся? Сначала надо произвести экономическое благо, а потом предложить его к продаже, т. е. сделать его товаром. Любая продукция, чтобы стать товаром, должна обладать двумя свойствами: потребительной стоимостью, т. е. быть полезной, нужной людям, и меновой стоимостью, т. е. способностью обмениваться на другие продукты. Стоимость — мера, с помощью которой определяется ценность товара или его полезность. Например, у часов с пластмассовым и металлическим корпусом одинаковая потребительная стоимость, но разная меновая. У буханки хлеба и пачки сигарет одинаковая меновая стоимость, но разная потребительная стоимость. Тебе, конечно, приходилось меняться. Например, ты поменял карандаш на ластик. А теперь представь, что ты поменял новый велосипед на компакт-диск. Можно ли такой обмен назвать равным или равноценным? Наверное, нет, потому что предметы обмена имеют разную цену. Цена товара — это его стоимость, выраженная в денежной форме. Одно из условий обмена — он должен быть равноценным, взаимовыгодным, а для этого необходимо знать стоимость обмениваемых вещей и измерять её в одних единицах. С самых древних времён в обществе существовал бартер — натуральный обмен одной вещи на другую. Деньги для такого обмена не нужны. Этот способ обмена дожил до наших дней. Бартер, как и натуральное хозяйство, — пережиток прошлого, имеющий серьёзные недостатки: он неудобен, занимает много времени на поиск варианта обмена, не всегда равноценный и справедливый. Поэтому в современной экономике преобладает рыночное хозяйство и обмен с использованием денег. Вся совокупность экономических отношений, проявляющихся в сфере производств, обмена и потребления товаров и услуг, называется рынком. У этого слова есть и ещё одно, знакомое каждому значение. Так называют место, где идёт купля-продажа товаров. Рынок связывает экономически обособленных производителей, которые обмениваются результатами своей деятельности. В условиях рыночного хозяйства продавцы могут свободно устанавливать цены, а покупатели — делать выбор: покупать товар по этой цене или нет. Главный принцип рынка — сделка должна быть выгодна и продавцу и покупателю. Покупатель удовлетворяет свои потребности в необходимых товарах с наибольшей пользой для себя. Производитель, ориентируясь на его потребности, стремится произвести больше нужных людям товаров и услуг. Торговля и её формыРегулярный обмен товарами и услугами стал основой ещё одного вида экономической деятельности и сотрудничества людей — торговли. Торговля — отрасль хозяйства, в которой происходит реализация товаров путём купли-продажи. Она позволяет соединить производителей товаров и их непосредственных потребителей, людей и предприятия в единое хозяйство страны. Почему возникла торговля? Люди для удовлетворения своих потребностей стремятся получить как можно больше разнообразных товаров и услуг, но каждый при этом способен произвести лишь ограниченный набор видов продукции. Это противоречие и позволяет разрешить торговля. Люди постепенно убедились в её преимуществах, ведь возможность торговать позволяла получить большее количество благ.
Розничная торговля Торговля помогает людям удовлетворять их растущие потребности, развивать деловую активность, накапливать богатства. Современные торговые организации постоянно ищут способы всё большего удовлетворения запросов потребителей. Например, не так давно в наших городах и посёлках на дверях некоторых предприятий торговли появились вывески «24 часа». В магазинах можно увидеть вывески «Сезонная распродажа», «Акция. Скидки на товары от 10 до 50%», «Все товары по одной цене».
Оптовая торговля Торговля может быть оптовой и розничной, внутренней и внешней. Оптовая торговля — это продажа товаров крупными партиями, а розничная — продажа единичных товаров или мелких партий. Примером оптовой торговли может быть закупка торговой базой товаров у предприятия-изготовителя, а затем отправка их в магазины. Продажа товаров населению в различных торговых предприятиях — это розничная торговля. Внутренняя торговля осуществляется в пределах одной страны, а внешняя — с зарубежными странами. Внешняя торговля осуществляется по особым правилам, принятым во всём мире. Путешествие в прошлое
Найди аргументы в поддержку высказываний Дж. Гарфилда и В. Н. Татищева. Реклама — двигатель торговлиТебе, наверное, знакомо это утверждение. Попробуем разобраться, так ли это. Реклама (от лат. reclamo — выкрикиваю) — информация о потребительских свойствах товара или услуги с целью продажи. Устная и письменная реклама появилась ещё в Древней Греции и в Древнем Риме. Вспомним, как жители средневековых городов узнавали о товаре или услуге, которые им предлагал булочник или сапожник, цирюльник или портной. Родина современной рекламы — Соединённые Штаты Америки. Там в XIX в. возникли рекламные агентства, превратившие рекламу в самостоятельный вид деятельности. Современная реклама — доходный бизнес, целая отрасль экономики. Здесь трудятся люди разных специальностей (художники, инженеры, артисты и др.) и используются все современные средства информации — печать, телевидение, радио, Интернет. Реклама (вывески, щиты, световые надписи) стала частью облика современных городов. Если ты являешься пользователем Интернета, то, конечно, знаком с интернет-магазинами и электронной рекламой. Она имеет свои особенности и возможности для продвижения товаров к потребителю. Например, продавец может дать самую разнообразную информацию о своих товарах и услугах. Да ещё с видео- и музыкальным оформлением! Такая реклама предоставляет потребителю право самому выбрать то, что ему действительно необходимо. А потом он может, не выходя из дома, сделать заказ, оформить доставку товара. Чтобы узнать, чем ещё реклама в Интернете выгодно отличается от других средств рекламы, предложи одноклассникам поработать над проектом «Покупка через Интернет — выгодно и удобно». Реклама использует различные способы и средства обращения производителей к потребителям и преследует одновременно несколько целей: информация (рассказ о новом товаре с описанием выгод от его потребления, создание образа фирмы), формирование предпочтения (убеждение в преимуществах уже известного потребителям товара, аргументация в его пользу), напоминание (поддержка на высоком уровне осведомлённости об известном товаре).
Реклама в городе Производители и продавцы товаров затрачивают значительные средства на рекламу. Они создают специальные службы, нанимают рекламных агентов, разрабатывают товарные знаки (вероятно, тебе известны знаки фирм «МТС», «Адидас» и др.). В качественной рекламе заинтересованы не только производители, но и потребители. Порой рекламная информация бывает недобросовестной или недостоверной. Отдельные предприниматели, стремясь увеличить свою прибыль, намеренно приукрашивают и даже искажают сведения о товарах. Газеты, журналы и Интернет, как правило, не несут ответственности за достоверность рекламной информации. Поэтому потребителю важно самому критически оценивать рекламу. В этом ему помогут сравнение и оценка информации из различных источников, получение дополнительной информации из специализированных магазинов, консультация продавца-специалиста, изучение документации на товар и т. д. Потребителю нужно и самому различать негативную роль рекламной информации (например, реклама алкогольных напитков, сигарет и т. п.).
Проверим себя
В классе и дома
Учимся быть думающим покупателемВсегда ли твои покупки бывают успешными, или тебе приходится сожалеть о сделанном выборе? Представим себе типичную ситуацию: ты собираешься летом поехать в спортивный лагерь или на дачу и решил купить гитару и новые кроссовки. У тебя есть несколько вариантов выбора места и условий покупки, но каждый имеет свои преимущества и недостатки.
Выбор остаётся за тобой. Экономисты же рекомендуют рациональному потребителю делать покупку товара длительного пользования (в нашем случае гитара) в универмаге, а товара повседневного спроса (в нашем случае кроссовки) на рынке потребительских товаров.
|
|
|