Учебник для 6 класса

Обществознание

§ 24. Культурные достижения народов России

  • Что такое культурные достижения народов нашей страны?
  • Как сберечь и приумножить культурное наследие нашей Родины?

Наша страна — создатель и хранитель богатого историко-культурного наследия мирового значения. Россия исторически объединила в своём составе множество народов, которые различаются по языку, культуре, вероисповеданию, но тесно связаны общностью исторических судеб.

Культурные достижения народов нашей страны

Если начать перечислять всё, что относится к культурным достижениям народов современной России, то это займёт не одну страницу учебника.

Поэтому ограничимся лишь кратким знакомством: памятники древнерусской архитектуры, книжного искусства, иконописи, живописи, музыкального искусства, скульптуры, народных художественных промыслов (хохломская и городецкая роспись по дереву, гжельская керамика, изделия Златоустовских и тульских оружейников, холмогорская резьба по кости и др.), тувинское горловое пение, героический народный эпос «Олонхо» (Якутия), получивший статус шедевра нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, и др.

    Подведём итоги
    Тула — один из старинных городов, где находятся корни народной культуры. Тульская область на протяжении многих лет известна в нашей стране и за рубежом своими самоварами, пряниками, оружием, филимоновской игрушкой и белёвскими кружевами.
    Тула является родоначальником такого уникального промысла, как производство гармоней и баянов, у истоков которого стоял уроженец Тульского края и создатель хроматической гармони Николай Белобородов.
    Дагестан — одна из республик, входящих в состав России, где проживают люди самых разных национальностей. Республиканские газеты издаются на 14 языках, которым придан статус государственных, на стольких же языках осуществляется радио и телевещание.
    Небольшие селения, центры художественных промыслов, такие, как Кубачи, Унцукуль, Гацад, Балхар, Хив, получили мировую известность. Произведения дагестанского декоративно-прикладного искусства хранятся не только в Государственном историческом музее, Эрмитаже, других самых известных музеях страны, но и в парижском Лувре, музеях Нью-Йорка и Лондона.

Какие художественные промыслы есть в вашем регионе? Подготовьте (по выбору) сообщение об одном из художественных промыслов Тульской области, Республики Дагестан или вашего региона.

Как вы уже знаете, на территории разных регионов России находятся 24 природных и культурных объекта, состоящих в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО (вспомните, какие именно). Они имеют особую культурно-историческую значимость.

Как сохранить культурные достижения?

Во все времена актуальной была проблема сохранения и передачи молодому поколению духовных ценностей и культурных достижений. Что нужно сделать, чтобы для следующих поколений сохранить древнюю архитектуру, народный фольклор (песни, танцы, пословицы, сказки и др.), шедевры живописи, театрального, балетного, музыкального искусства?

Если это касается памятников материальной культуры, например историческое здание или древняя рукопись, то их надо законсервировать, т.е. защитить от разрушения с помощью специальных растворов и красок. Затем памятник надо реставрировать — бережно восстановить разрушенные части, стремясь не нарушить его старинный облик.

    Советуем запомнить!
    Реставрация (от латинского слова restauratio — восстановление) — процесс восстановления, возвращения первоначального облика предметам старины, произведениям изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры.

Кроме того, памятник культуры надо тщательно изучить и описать, сфотографировать, прорисовать все детали, внести в существующие каталоги. После завершения восстановительных работ памятник приводят в состояние, пригодное для экскурсионных посещений (показов).

Важную роль в формировании культурного потенциала России играют культурные ценности, хранящиеся в фондах музеев. В настоящее время в России существуют десятки музеев-заповедников, музеев-усадеб, мемориальных музеев. Они организованы на базе достопримечательных мест, связанных с историческими поселениями, историческими событиями, жизнью выдающихся личностей. Например, Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово» (Московская область), Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова «Тарханы» (Пензенская область), Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова «Хмелита» (Смоленская область) музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты» (Санкт-Петербург), мемориальный комплекс В.П. Астафьева в селе Овсянка (Красноярский край) и др.

    Интересные факты
    Международный день памятников и исторических мест проводится каждый год 18 апреля. Он был установлен в 1983 году Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест, созданной при ЮНЕСКО. Многие музеи в этот день (как и в Международный день музеев 18 мая) можно посетить бесплатно.

Охрана культурного наследия является обязанностью граждан нашей страны, в Конституции России записано: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». В России действует Федеральный закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

В нашей стране поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры, но особо ценные территории, где сохраняется весь культурно-исторический и природный комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты.

Они называются национальными парками. Это прежде всего такие национальные парки, как «Кенозерский» (Архангельская область), «Русский Север» (Вологодская область), «Плещеево озеро» (Ярославская область), «Валдайский» (Новгородская область), «Мещерский» (Рязанская область), «Угра» (Калужская область), «Сочинский» (Краснодарский край), «Самарская Лука» (Самарская область), «Прибайкальский» (Иркутская область), которые в последнее время ежегодно посещает почти миллион человек.

    Дополнительное чтение
    Список археологических памятников Валдайского национального парка включает более 80 объектов — древние стоянки (VII—VI веков до н. э.), городища, селища, сопки, курганы. Здесь находятся памятники садово-паркового искусства — старинные усадьбы с парками, ценнейшие памятники архитектуры и деревянного зодчества XVII—XIX веков.
    Среди них — Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь, основанный в 1653 году на Сельвицком острове патриархом Московским и всея Руси Никоном; церковь Святой Екатерины в городе Валдай — великое творение архитектора Н.А. Львова (XVIII век), где сейчас расположен Музей колоколов.

Используя дополнительный текст и фотографии, составьте устный рассказ о Валдайском национальном парке.

Государственная поддержка культурных достижений России

Государственная поддержка направлена на сохранение и развитие культурного наследия нашей страны, на воспитание в обществе чувства патриотизма, гордости за свой народ, уважение к истории Родины и лучшим её традициям.

С помощью национальных проектов осуществляется поддержка талантливых деятелей культуры, творческих коллективов. В каждом регионе страны действуют собственные программы по поддержке народных мастеров, хранителей и популяризаторов народных эпосов, сказителей.

Хотя государство предпринимает немалые усилия к сохранению национальной культуры, остаётся ещё много нерешённых проблем. К сожалению, к настоящему времени многие памятники отечественной истории и культуры уничтожены, находятся под угрозой уничтожения, пострадали от хозяйственной деятельности людей, разрушительных воздействий природы. На помощь приходят меценаты (благотворители) и обычные люди, которые принимают участие в спасении памятников культуры: переводят денежные средства, помогают реставраторам личным трудом.

Будущее нашего культурного наследия во многом зависит от того, как участвует в его охране молодёжь. Что они могут сделать, как помочь взрослым? Туристы оставляют на берегах рек и озёр, рядом с памятниками архитектуры много мусора. Его постоянно надо убирать. Во многих регионах России успешно действуют школьные экологические группы. Вы тоже можете стать их участником!

Во многих городах, например в Санкт-Петербурге, существуют реставрационные лицеи. Процессом обучения руководят опытные мастера и художники, унаследовавшие традиции у многих поколений петербургской школы реставрации. Ученики имеют возможность перенимать их опыт во время практических занятий в мастерских лицея, теоретическими уроками подкрепляя свои профессиональные наработки.

Изучением истории родного края и охраной памятников культуры занимаются школьные краеведы, существующие во многих городах и областях нашей страны.

    Советуем запомнить!
    Краеведение — всестороннее изучение определённой части страны (города, посёлка и др.).

Движение юных краеведов направлено на расширение познавательной деятельности детей, воспитание нравственности, гражданственности, любви к Родине, уважения к историческому наследию.

    Подведём итоги
    Культурные достижения народов России очень велики и разнообразны. К ним относятся памятники архитектуры, книжного искусства, живописи, музыкального искусства, народные художественные промыслы, национальные парки и др. Государство проводит работу по охране и восстановлению памятников культуры.

    Основные термины
    Реставрация, краеведение.

Проверьте свои знания

  1. Назовите некоторые из культурных достижений народов России. Расскажите более подробно об одном из них.
  2. Какие существуют способы сохранения культурных памятников России?
  3. Когда отмечают Международный день охраны памятников и исторических мест? Как этот день отмечается в вашем регионе?
  4. Что вы можете сделать конкретного для сохранения природных и культурных памятников вашего края?

Практикум

  1. Выясните, какие памятники культуры нуждаются в реставрации в вашем регионе.
  2. Заполните таблицу «Культурное наследие региона, в котором я живу».

  3. Используя дополнительную литературу, энциклопедии и Интернет, подготовьте сообщение о профессии реставратора.

 

Рейтинг@Mail.ru