Учебник для 5 класса

Обществознание

§ 9. Социализация

  • Как человек учится быть человеком?
  • Какие роли мы играем в обществе?
  • Кто учит вас социализации?

Уже на первом уроке мы с вами выяснили, что человек — существо биологическое (природное) и социальное (общественное). Последнее связано с тем, что человек живёт среди людей, в обществе, где существуют определённые культурные правила (нормы) поведения. Всю свою жизнь, от младенчества до старости, человек усваивает их. То есть учится социальному, учится жить среди людей. Как это происходит? Прежде всего в результате усвоения культурных норм.

Культурные нормы

Обычно культурным называют человека воспитанного и много знающего.

Что такое культура? Это всё, что создано человеком, — одежда, машины, компьютеры, произведения искусства, заводы, здания и т.д. А всё остальное, что человеком не создано — моря и океаны, деревья и травы, реки, птицы, горы, — относится к природе.

Кроме того, культура — это совокупность норм, правил, традиций и обычаев, ценностей, присущих данному народу. Нормы вежливого поведения, ценности свободы и патриотизма, традиции уважения старших, обычай встречать Новый год и многое другое составляет культуру того или иного народа.

    Советуем запомнить!
    Культура — всё, что создано человеком; это совокупность норм, правил, традиций и обычаев, присущих данному народу.
    Культурные нормы — это правила поведения человека в обществе.

Какие способы приобщения к культуре вам известны?

Культурные нормы начинают формироваться в детстве и совершенствуются в течение всей жизни.

Например, разговаривать повернувшись лицом, а не затылком к собеседнику — это культурная норма. Равно как и не перебивать беседующих неуместными вопросами (как это часто делают дети, стремясь обратить на себя внимание).

Для усвоения культурных норм необходима ежедневная тренировка, чтение соответствующей литературы, наглядные примеры. Всё это происходит в процессе воспитания. Ваши первые воспитатели — эго родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сёстры.

Низкий уровень воспитанности смело можно называть бескультурьем. Его проявления многочисленны: вмешательство в чужой разговор, рисование на стенах лифта или подъезда, выкручивание лампочек в чужом доме, грубость, унижение достоинства других людей, чавканье за столом, порча школьного имущества.

Плохо воспитанный ребёнок иногда демонстрирует примеры хорошего поведения, но только тогда, когда за ним наблюдают другие или он боится наказания. Хорошо воспитанный ребёнок соблюдает правила поведения и тогда, когда за ним наблюдают и когда он остаётся один.

Воспитание будет успешным лишь в том случае, когда культурные нормы станут для вас очень значимыми, важными, т.е. ценностями. Например, не обманывать других людей.

    Советуем запомнить!
    Ценности — одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т. д. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей.

Самой высшей ценностью является человеческая жизнь. Её нужно охранять.

Одни нормы для нас очевидны, мы исполняем их не задумываясь. Выполнение других требует от нас усилия над собой. Уступать пожилым людям место или здороваться при встрече со знакомыми людьми должно стать для вас обязательным.

Наши социальные роли

Жить в обществе — значит не только усваивать различные культурные нормы, но и осваивать социальные роли.

    Советуем запомнить!
    Социальная роль — модель поведения человека в соответствии с занимаемым положением в обществе (сын, дочь, отец, мать, учитель, ученик, покупатель и др.).

Человек в течение жизни осваивает множество социальных ролей. Им нельзя научиться по книгам, поскольку каждая роль включает в себя определённые модели поведения, обязанности, отношения и т.д. Человек осваивает роли в реальных жизненных условиях. Роли ученика и учителя — среди наиважнейших.

Действительно, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей: работника, покупателя, родителя, ребёнка, защитника Отечества и др.

«Весь мир — театр, все люди в нём — актёры, и каждый не одну играет роль», — сказал великий английский драматург Уильям Шекспйр. И если рассматривать мир как сцену, то нам действительно приходится играть на этой сцене множество ролей. Мы все — сыновья и дочери, мужья и жёны, подчинённые и руководители, ораторы и слушатели, пассажиры, зрители и т.д.

Какие социальные роли могут быть у персонажей этой фотографии?

Когда родители просят вас вернуться домой до 10 часов вечера, контролируют выполнение уроков или напоминают вынести мусорное ведро, не думайте, что у них плохое настроение или они не любят вас. Просто они исполняют свою социальную роль. Возможно, вам и не понять этого. У вас-то список ролей очень короткий. Но вот когда вы достаточно подрастёте, станете вести себя точно так же. И всякий раз дети говорят: вырасту большим, никогда не буду вести себя так. И всякий раз родители ворчат: в детстве мы были лучше.

Социализация

Человек всю свою жизнь усваивает культурные нормы и осваивает социальные роли. А это значит, что всю жизнь продолжается процесс социализации. Мы всё время учимся жить в обществе.

    Советуем запомнить!
    Социализация — процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.

Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы, но и тех, кто «учит» социализации.

Прежде всего это родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодёжных группировок. Это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Как родители, бабушки и дедушки способствуют вашей социализации?

Но главным «учителем» остаётся семья. То, что вы в детские годы приобретаете в семье, вы сохраните в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребёнка. Помните, степень усвоения культурных норм и ценностей и освоения социальных ролей влияет на положение человека в обществе.

    Подведём итоги
    Человек всю жизнь, от младенчества до глубокой старости, учится жить в обществе — участвует в процессе усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Этот процесс называется социализацией. Главная роль в социализации отведена семье.

    Основные термины и понятия
    Культура, культурные нормы, социальная роль, социализация, ценности.

Проверьте свои знания

  1. Что такое «социализация»? При ответе используйте схему:

  2. Какие социальные роли вы уже освоили?
  3. Кто помимо родителей сегодня способствует вашей социализации?
  4. Объясните значение понятий: «культура», «культурные нормы», «социальная роль», «ценности».
  5. Как вы понимаете поговорку «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят»?
  6. В процессе социализации человек осваивает социальные роли, а культурные нормы усваивает. Почему?

Практикум

  1. К сожалению, попадаются люди, которые не снимают головной убор при входе в школу или библиотеку, на улице бросают обёртки от конфет, невежливо отвечают на вопросы, толкают и не считают нужным извиниться. Как называются такие люди? Как вы можете объяснить их поведение?
  2. Всегда ли вы ведёте себя так, как этого от вас ожидают другие люди? Напишите несколько предложений о том, что вам мешает вести себя хорошо, и о том, что помогает.
  3. Попросите родителей или других взрослых вспомнить случай из жизни, когда хорошее воспитание (поведение) помогло человеку в трудной жизненной ситуации. Запишите этот случай и поделитесь на уроке с одноклассниками и учителем.

 

Рейтинг@Mail.ru