Учебник для 5 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

§ 8. Образование и самообразование

  • Зачем нужно образование?
  • Можно ли учиться без учителей?

Познание — чувственное и рациональное — лежит в основе образования и самообразования.

Образование и самообразование

Учёный, когда он был ещё ребёнком, получил систематическое образование в школе, а затем занялся своей профессиональной деятельностью — познанием и приращением новых знаний.

Учитель, выполняющий основную работу — обучение школьников, тоже прошёл все этапы образования, и уже став профессиональным педагогом, продолжает заниматься познанием. А сами школьники? Вы получаете образование под руководством учителя и тоже занимаетесь познанием.

Процесс познания может проходить несколькими путями: под руководством педагога, родителей, а также идти через самостоятельную работу школьников.

    Дополнительное чтение
    Школы возникли ещё в Древнем мире. В первобытном племени обучение велось устно и с помощью наглядных примеров. Настоящие школы появились тогда, когда человечество изобрело письменность.
    Первые школы возникли в Древнем Египте. Это были школы писцов.
    Из Египетского царства до нас дошёл папирус — поучение отца, отдавшего сына в школу писцов. Он назывался «Наставления Дуау, сына Ахтоя, своему сыну Пиопи». Его автор повествует о том, что он определил своего сына в школу, дабы тот научился писать, стал чиновником и не остался позади сыновей придворной знати. В школах обучали мальчиков в возрасте от 5 до 16 лет, здесь царили строгая дисциплина и телесные наказания. Обучали чтению, письму и счёту, хорошим манерам. Девизом школы писцов были такие слова: «Дитя несёт ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал».

Назовите мотивы, по которым Пиопи отдали в школу. Сравните обучение в древнеегипетской и в современной школе. При подготовке воспользуйтесь учебником истории.

    Советуем запомнить!
    Образование — это форма обучения под руководством учителя в специальном учреждении.
    Самообразование — образование, получаемое человеком самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения.

Так, самостоятельный поиск и обработка знаний — чтение дополнительной литературы, не входящей в обязательную программу, — это есть самообразование школьника.

Какими способами можно заниматься самообразованием? Какие знания или умения вы приобрели самостоятельно?

Образование и самообразование объединяет познавательная деятельность. Она здесь главная. Обучаетесь вы дома или в школе, вы всегда познаёте нечто новое. Затем это заучиваете, отвечаете на уроке, проверяете усвоенный материал на контрольных работах. Итак, образование — это усвоение и закрепление новых знаний, а познание — их получение.

    Дополнительное чтение
    В в юности выдающемуся учёному Константину Эдуардовичу Циолковскому (1857—1935), который придумал, как люди могут полететь в космос, пришлось выдержать жестокий жизненный экзамен: возникшая после болезни глухота поставила почти неодолимые барьеры на пути к знаниям. Он не мог нормально общаться со сверстниками, учиться, как все, в школе. Всем, чего достиг этот выдающийся человек, он был обязан самообразованию, т.е. самостоятельному усвоению новых знаний по книгам.

Используя материалы энциклопедий и Интернета, выясните, в чём состоят основные достижения К.Э. Циолковского.

Старшеклассники могут получить среднее образование, не посещая школу ежедневно. Только нужно будет обязательно сдавать экзамены. Такая форма самообразования называется экстернатом.

Самообразование имеет свои плюсы и минусы. Отсутствие учителя может привести к тому, что у человека не сформируются систематические знания по всем наукам, будут упущены какие-то важные разделы, не усвоены главные понятия. Основательно изучить историю, язык, физику, математику и другие науки без учителя крайне сложно. Обязательно возникнут пробелы, которые в будущем наверстать уже не удастся.

Константин Эдуардович Циолковский использовал самообразование по суровой жизненной необходимости, но история науки и техники знает множество других великих самоучек, добившихся выдающихся результатов: Михаил Васильевич Ломоносов, механик-изобретатель Иван Петрович Кулибин, электротехник Павел Николаевич Яблочков, авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский, английский физик Майкл Фарадей, американский изобретатель Томас Эдисон... Самоучкой был немецкий археолог Генрих Шлйман, открывший легендарную Трою, о которой вы узнаете на уроках истории Древнего мира.

Современная школа

Современная школа даёт нам не только знания по многим наукам, но также формирует творческое мышление и занимается воспитанием личности.

Учёба для вас — то же самое, что работа и труд для взрослых. Разве не похожи современные городские школы на промышленные предприятия? Тысячи учащихся с разных концов города бесчисленными потоками устремляются на фабрики знаний. По звонку начинаются уроки, по звонку они кончаются. Ничего подобного не было ни в Древнем мире, ни в Средние века.

В школе успехи оцениваются, как и на предприятии, в основном по конечному результату: ответу на уроке, контрольной работе, экзамену. Учитель поощряет ваше прилежание, упорство, волевые усилия, проявленные при решении учебного задания.

Школа стремится развить у вас навык к самостоятельности, независимости, смелости в мышлении, умение отстаивать свои убеждения и спорить. Воспитывает такие качества, как чувство товарищества, самокритичность, требовательность к себе и другим, честность и правдивость, принципиальность, благородство и достоинство, уважение к старшим, дисциплинированность и ответственность.

В настоящее время обучение в школе в большинстве стран начинается с 6 лет. В Российской Федерации существует 11-летнее общее образование. Оно включает три ступени: начальное общее образование (1—4 классы), основное общее образование (5—9 классы), среднее (полное) общее образование (10—11 классы). Общее образование (11 классов) является обязательным.

После получения свидетельства о завершении 9-летнего образования можно продолжить обучение в 10— 11 классах школы или поступить в колледж для получения профессии.

Содержание образования определяется государственным образовательным стандартом и программами. Они обеспечивают достижение каждым учеником определённого уровня образования на любой ступени обучения. По окончании 9 класса учеников ждёт проверка знаний за весь курс основной школы — Государственная итоговая аттестация (ГИА), а после 11 класса — Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Если вы не пойдёте учиться в 10—11 классы, но захотите поступить в высшее учебное заведение, вам всё равно придётся сдавать ЕГЭ и для этого специально готовиться. Результаты Единого государственного экзамена учитываются при поступлении в высшие учебные заведения.

Качественное образование выгодно не только для отдельного человека, но и для общества в целом. Благодаря ему страна получает высококвалифицированных работников. А это означает, что растёт производство, внедряются новые технологии, страна выходит на передовые рубежи в развитии.

В последнее время в нашей стране и во всём мире получило развитие инклюзйвное образование — совместное обучение обычных детей и детей с ограниченными возможностями. Здоровые детишки, которые учатся в одном классе с детьми с физическими проблемами, становятся лучше, добрее, они учатся сочувствовать. Очень быстро дети перестают замечать физические недостатки своих сверстников и вовлекают инвалидов в свои игры.

    Подведём итоги
    Познание лежит в основе образования и самообразования. Знания можно получать самостоятельно — самообразование — или под руководством учителя. От качества обучения детей во многом зависит дальнейшее развитие общества.

    Основные термины и понятия
    Образование, самообразование, инклюзивное образование.

Проверьте свои знания

  1. Объясните значение понятий: «образование», «самообразование».
  2. Что может дать хорошее образование человеку и обществу?
  3. Можно ли считать самообразованием выполнение домашнего задания? Свой ответ обоснуйте.
  4. Назовите три ступени российского образования. На какой ступени сегодня находитесь вы?
  5. Что такое инклюзивное образование?
  6. Что значит «работать умнее, а не усерднее» в школе?

Практикум

  1. Каких результатов достигли выдающиеся самоучки М.В. Ломоносов, И.П. Кулибин, М. Фарадей, Т. Эдисон, П.Н. Яблочков, И.И. Сикорский? Воспользуйтесь материалами энциклопедий,справочников и Интернета.
  2. Напишите небольшое сочинение на тему «Хорошо учиться — это значит...».

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru