Учебник для 5 класса

Обществознание

§ 26. Общение

  • Что такое общение?
  • Каким бывает общение?

Говорят, что женщины и дети — самые говорливые существа на планете. Общение у них занимает 80% дневной деятельности. Если это так важно, давайте разберёмся в проблеме.

Общение — главная форма взаимодействия между людьми

Общение — главная форма взаимодействия между людьми. Многие думают, что оно принимает только словесную форму. На самом деле существует неречевое общение, например при помощи жестов.

    Советуем запомнить!
    Общение — речевая и неречевая форма обмена информацией.
    Манера общения — такое сочетание навыков общения, которое передаёт внутреннее состояние человека.

У подростка круг общения — состав и количество обменивающихся с ним информацией людей — крайне узок. Но с возрастом он будет постоянно расширяться.

С возрастом будут расти объём информации и содержание передаваемого.

По мере взросления роль общения увеличивается. Искусство общения с людьми, например при устройстве на работу или ведении деловых переговоров, в буквальном смысле решает судьбу человека, помогает (или препятствует) становлению карьеры.

Так что беритесь за себя — с самого детства формируйте навыки общения и совершенствуйте его манеру.

Манера общения проявляет себя в:

  • тоне общения — взволнованный, спокойный, властный;
  • поведении — то, как человек себя ведёт в общении: сдержанный, беспокойный, напористый;
  • расположенности — то, как человек чувствует себя в общении (уверенно, неуверенно, доверчиво, настороженно);
  • словах, которые использует человек для выражения своих мыслей и чувств.

Наиболее часто встречаются уверенная, неуверенная, грубая, безучастная манеры общения.

От умения общаться во многом будет зависеть ваша судьба. Понаблюдайте за собой: какая манера общения для вас характерна?

Общение со сверстниками

Общаясь с учителями, родителями, знакомыми и незнакомыми взрослыми, наконец, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Общение со сверстниками, — а ему пятиклассники начинают отдавать предпочтение, — оказывается настолько притягательным, что порой дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Оно не только притягательно, но и информативно: позволяет подросткам узнать о таких темах и вещах, которые им не сообщают взрослые.

Любой подросток мечтает о закадычном друге. Причём о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия.

Дружба — постоянный спутник человека. Она встречается во все эпохи, у всех народов, во всех обществах, у людей разных возрастов и разного пола. Каждый человек, взрослый или ребёнок, нуждается в друзьях.

    Советуем запомнить!
    Дружба — это отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов. Дружба играет очень важную роль на всех этапах жизни человека.

Люди дружат в детском саду, в начальной и старшей школе, на университетской скамье, в зрелом возрасте и в глубокой старости. И каждый раз это разная дружба. Её содержание меняется. Дети считают другом любого, с кем успели только что познакомиться. Когда мать спрашивает, с кем ты играл в песочнице, ребёнок, не сомневаясь, отвечает: с другом. В школьный период дружба избирательна, но очень ранима и быстро расторгаема.

Обычно больше всего друзей появляется в детстве и юности. Затем подростки становятся более разборчивыми, и количество дружеских связей уменьшается. Далее поддерживаются лишь самые прочные связи. Число друзей снижается до 5 и меньше. До 30 лет мы занимаемся тем, что находим друзей. А потом их теряем. Так уж устроена жизнь.

Друзья не прощают таких поступков, какие могут простить родители или любящие бабушка с дедушкой. Дружба играет значительную роль в жизни подростка, так как друзья способны объективнее судить о наших недостатках и откровенно сказать об этом, что опять же не всегда делают родители. Шаг за шагом друзья выполняют полезную роль проводника в мир взрослых.

Ученик предпочитает скорее испортить отношения с учителем и родителями, чем вести себя не так, как ожидают от него сверстники.

Стать личностью, не имея крепких и надёжных друзей, сложнее, нежели обладая ими.

В последние годы стало модным заводить себе друзей через Интернет, а общаться с ними по мобильному телефону. Таким способом общение изменило свою форму — из непосредственного (лицом к лицу) стало опосредованным (через технику).

    Интересные факты
    Мобильными телефонами в мире пользуются 1 млрд 600 млн молодых юношей и девушек в возрасте от 11 до 24 лет. Ежегодно они тратят на мобильную связь 330 млрд долларов, что в 12 раз больше, чем затраты на всю мировую музыкальную индустрию. В среднем европеец покупает первый мобильный телефон в возрасте 7 лет. Согласно данным исследования, к 13—14 годам около 98% российских подростков становятся активными пользователями мобильной связи.

Основные услуги, которыми пользуются подростки, — звонки и SMS-сообщения. Последние — один из основных способов связи с друзьями; родители получают SMS в 4 раза реже. В возрасте 15—16 лет количество SMS, отправляемых друзьям, увеличивается более чем в 2 раза по сравнению с детьми 10—12 лет. Оказывается, общение при помощи SMS зачастую дороже простых разговоров. Учёные обнаружили, что у SMS-зависимых подростков часто встречаются беспокойство, неуверенность в себе и низкая самооценка.

Подумайте, в чём заключаются плюсы и минусы опосредованного общения. Свой ответ обоснуйте.

Современный ребёнок вырастает не только с мобильником или компьютером, но и с Интернетом. Для него привычны компьютерные игры, icq, такие социальные сети, как «В контакте» (в последнее время там наблюдается большое количество детей младшего подросткового возраста). Паутина Интернета раскинулась по всей поверхности Земли — от Америки до Австралии, не исключая даже Антарктиду. Вместе с ней пришла новая напасть — интернет-зависимость.

    Дополнительное чтение
    Термин «интернет-зависимость» был предложен в конце XX века американским психологом Иваном Голдбергом для описания непрерывного желания пользоваться Интернетом. Интернет-зависимость стала настолько масштабной проблемой, что в некоторых странах её признают болезнью, сравнимой с наркоманией.

Подумайте, почему интернет-зависимость сравнивают с наркоманией? Обоснуйте свой ответ.

Интернет-зависимость в том и заключается, что люди постоянно находятся в чатах или на других интерактивных сайтах. Если вы засиживаетесь в сетях Паутины несколько часов подряд, пора бить тревогу. У интернет-зависимых людей происходит подмена реальности. Виртуальный мир становится всё более привлекательным, а реальный — скучным и зачастую враждебным. Происходит опасное размывание границ между реальным и воображаемым. Поэтому очень важно грамотно и с пользой применять информацию, которую мы получаем из Интернета. И превратить работу на компьютере в нужное дело, а не вредное для своего здоровья и психики.

    Подведём итоги
    Искусство общения имеет большое значение на всех этапах жизни человека. Общаясь, мы получаем необходимую информацию, заводим друзей. В последние годы общение с помощью техники вытесняет общение лицом к лицу.

    Основные термины и понятия
    Общение, манера общения, дружба.

Проверьте свои знания

  1. Объясните, как вы понимаете, что такое «общение», «манера общения», «дружба».
  2. Составьте перечень тех, кто входит в ваш круг общения. Какие критерии вы применили для отбора ребят, вошедших в ваш круг общения?
  3. Что такое интернет-зависимость? А существует ли похожая зависимость от мобильного телефона?
  4. Что такое дружеские секреты и тайны? Почему они возникают? Надо ли доверять свои тайны друзьям?

Практикум

  1. Как вы понимаете пословицы: «Старый друг лучше новых двух», «Друг познаётся в беде», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»? Продолжите перечень пословиц о дружбе.
  2. Продолжите фразу: «В дружбе недопустимо...»
  3. Многие из нас могут вспомнить примеры того, когда мальчишки готовы вытерпеть несправедливость и даже жестокость, лишь бы не выдавать родителям или учителям товарищей (например, во время проделок в школе). Вспомните: с вами происходило подобное? Опишите этот случай.
  4. Есть ли у вас такой друг, который всегда поддержит и скажет вам в глаза всю правду о вас? Расскажите о нём.
  5. Приведите примеры настоящей дружбы, известные вам из истории или литературы.
  6. Великий древнегреческий философ Платон сделал своего друга и учителя Сократа героем некоторых произведений. При этом Платону приписывают высказывание: «Сократ мне друг, но истина дороже!» Как вы думаете, есть ли в словах Платона противоречие? Свой ответ обоснуйте.

EOD; } ?>

 

Рейтинг@Mail.ru