Учебник для 5 класса

Обществознание

§ 12. Особенности подросткового возраста

  • Кто такие пятиклассники?
  • Легко ли быть подростком?

Возраст человека — это не только число прожитых лет, регулярно отмечаемых в семейном кругу по поводу дня рождения, но и определённое положение в обществе. Оно связано с новыми правами, обязанностями, ответственностью.

Кого считать подростком

Пятиклассники — это люди, переходящие из мира детства в мир взрослых. Что-то осталось от детского возраста, что-то приходит от взрослых, например стремление к самостоятельности. Всё чаще можно слышать: «Я сам всё знаю!» Это говорит о том, что вы вступили в подростковый период своей жизни. В чём же его особенности?

Подростковый возраст (иногда его называют переходным, потому что происходит переход от детского к взрослому состоянию) охватывает период от 11 до 15 лет. Пятиклассники — это младшие подростки.

    Советуем запомнить!
    Подростковый возраст — период развития детей от 11—12 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 5—8 классов.

Наряду со словом подросток применяется сравнительно новое слово тинейджер. Оно произошло от двух английских слов: teens и age. В США и Англии подростков нередко называют просто «тинами».

От подростков окружающие ожидают более зрелых поступков, на них возлагают больше надежд, с ними чаще советуются, доверяют, с них больше требуют и спрашивают. В детстве поведение ребёнка контролировали родители, а взрослая жизнь требует принятия собственных решений. Приходится пересматривать своё отношение к миру, принимать и самостоятельно вырабатывать ценности, идеалы.

Подростки относятся к категории несовершеннолетних.

    Советуем запомнить!
    Несовершеннолетние — это те, кто по закону не является взрослым; кто не достиг возраста 18 лет.

Несовершеннолетние могут самостоятельно распоряжаться заработком или стипендией. С 14 лет (с согласия родителей) можно заниматься предпринимательской деятельностью. Уголовная ответственность в нашей стране наступает с 16 лет. Но это не означает, что преступление, совершённое более молодыми людьми, останется безнаказанным. С 14 лет наступает ответственность за целый ряд преступлений, указанных в Уголовном кодексе РФ (например, за убийство, вымогательство, ложное сообщение о террористическом акте, хулиганство при отягчающих обстоятельствах и др.).

Трудности взросления

Вы окончили начальную школу. Переход к обучению в средних классах — переломный период в вашей жизни. В младших классах вы научились читать, писать и считать, получили представления об окружающем мире. В средней школе появляются новые предметы — история, обществознание, иностранные языки, география, биология, алгебра, физика, химия. Таким образом, вы перешли к систематическому изучению основ наук. Изменилась организация вашего обучения: вместо одного учителя начальной школы появляется много учителей-предметников, вместо одного своего кабинета — кабинетная система. Многое оказывается новым: учителя, их методы обучения, учебники.

Присмотритесь к себе. Если в начальной школе вы охотно слушали подробные объяснения учителя и дословно повторяли учебный материал, то сейчас склонны рассуждать, критически оценивать любую информацию и высказывать собственное мнение. Причём собственное мнение вы цените превыше всего, ведь далось оно нелёгким путём.

Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов и больших дел. Характерной чертой вашего возраста являются любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации. Стремление всё попробовать, во всём принять участие: в пении и рисовании, технических поделках и спортивных играх, в работе кружков натуралистов и географов, туристов. Вы с удовольствием принимаете участие в различных видах подвижного спорта. Ролики, коньки, скейтборд, лыжи, сноуборд, велосипед — смотря что вы предпочитаете.

Таким путём у вас формируется новый взгляд на окружающий мир, вырабатываются собственные взгляды и мнения. Но не только собственное мнение, а также преувеличенное представление о собственном достоинстве и необъяснимая обидчивость.

    Интересные факты
    Недавно учёные выяснили, какие слова наиболее распространены у детей в возрасте от 8 до 14 лет. На первом месте — «любовь», на втором — «свобода», на третьем — «дружба».

Установлено, что у подростков обострена боязнь прослыть «слабым», несамостоятельным, т.е. обладающим теми чертами, которые позволяют сомневаться в том, что подросток уже не «маленький».

Подростковый возраст — период бурного и неравномерного роста и развития организма: интенсивно растёт скелет (особенно конечности) в длину, а грудная клетка в развитии отстаёт. Статистика разных лет указывает, что дети в настоящее время выше ростом, чем их предки.

Скорее всего, это происходит благодаря хорошему питанию, медицинскому обслуживанию.

В подростковом возрасте появляется интерес к сверстнику другого пола, который перерастает в первую любовь. Правда, о своих переживаниях и мальчики, и девочки не всегда говорят друзьям, родителям, учителям.

    Дополнительное чтение
    Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». К ним относятся:

    • чувствительность к оценке посторонними своей внешности;
    • крайняя самонадеянность и категоричность суждения в отношении окружающих;
    • внимательность к близким и одновременно поразительная чёрствость к ним;
    • болезненная застенчивость соседствует с развязностью, а желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью;
    • борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространёнными идеалами уживается с обожествлением случайных кумиров.

Присмотритесь к себе: есть ли у вас «подростковый комплекс»? Аргументируйте свой ответ.

Чувство взрослости

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Для подростков характерна смена настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость.

Чуть ли не важнейшей психологической потребностью этого возраста служит чувство взрослости. Оно проявляет себя в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьёзного, доверительного отношения со стороны взрослых. Отсюда поиск конкретных дел, отличающихся реально взрослым характером, таких видов деятельности, которые имеют общественно полезное значение.

Подростку многое хочется, но не всё доступно. Многое пятиклассник не делает сам, многое — не разрешают родители, которых всё так же приходится слушаться. Как следствие, частые конфликты с родителями, педагогами и самим собой. Причина в том, что подросток чувствует себя «уже не ребёнком», а окружающие воспринимают «ещё не взрослым». Отношение к себе у него меняется, а отношение к нему со стороны взрослых — нет.

Подростки начинают примерять на себя взрослые роли. При этом они считают себя равными взрослым, разрабатывают собственную жизненную программу, заботятся о будущем и думают об изменении общества. Ребята начинают задумываться, что для них важнее всего в жизни, какими они хотели бы вырасти и кем стать.

Отношения со сверстниками

В подростковом возрасте очень важны отношения со сверстниками.

    Советуем запомнить!
    Сверстники — это люди одного возраста.

Сверстники — люди одного с вами возраста, которые считаются вполне подходящими на роль судей ваших поступков и действий. Это совершенно новая ситуация, в которую только ещё вступает подросток. Вы учитесь смотреть на себя глазами других людей, которые, во-первых, являются не родственниками, а во-вторых, не старше вас по возрасту. То и другое — непременные признаки «взрослого общества», где поступки людей также оценивают равные по возрасту и не родственники. Среди сверстников вы как будто примеряете на себя социальные «одежды» взрослого человека.

Присмотритесь к себе. Как только вы начнёте прислушиваться к мнению сверстников в той же степени, как к мнению родителей, значит, вы начинаете взрослеть. Происходит это в 10—12 лет. В более старшем возрасте оценки и мнение группы сверстников начинают преобладать. И так может продолжаться всю жизнь. Компания 40- или 50-летних мужчин и женщин — тоже группа сверстников, но только повзрослевших.

    Подведём итоги
    Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Это переходный период из мира детства во взрослый мир.
    Именно в подростковом возрасте начинают активно проявляться различия между мальчиками и девочками, большую роль начинают играть взаимоотношения со сверстниками.

    Основные термины и понятия
    Подростковый возраст, несовершеннолетний, сверстники.

Проверьте свои знания

  1. Каковы границы подросткового возраста?
  2. Дайте характеристику подросткового возраста как «переходного», «переломного».
  3. В чём выражаются трудности взросления?
  4. Как проявляется у вас «чувство взрослости»?
  5. Почему в подростковом возрасте очень важны отношения со сверстниками?
  6. Как вы понимаете смысл высказывания: «Подростковый период — испытание, данное каждому человеку»?

Практикум

  1. Девочка Элли из сказочной повести Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» прошла много испытаний и добилась своей цели — вернулась домой. А в настоящей жизни какие важные поступки могут совершать дети ю—12 лет? Что им для этого необходимо?
  2. Вспомните случаи из своей жизни, когда вы вели себя как взрослые, а когда — как дети. По каким признакам вы это поняли?

 

Рейтинг@Mail.ru