Обществознание

Учебник для 11 класса

       

Практические выводы к § 16

  1. Определить свое отношение к активно действующему в политике лидеру помогут знания о его качествах как политического лидера, которыми необходимо располагать. Поскольку политические лидеры оказывают значительное влияние на события, происходящие в стране, важно поддержать тех из них, кто способен успешно отстаивать интересы всего народа и той социальной группы, к которой вы принадлежите.
  2. Политические лидеры не только влияют на других людей, но, как правило, нуждаются в обратной связи. Если вы сознаете наличие крупной общественно значимой проблемы и видите неиспользуемые способы ее решения или усматриваете серьезные ошибки в действиях лидеров, которым вы доверяете, постарайтесь довести до них свою точку зрения. Для этого вы можете использовать конституционное право обращения в государственные органы, направить письма в адрес определенного партийного лидера либо обратиться к нему через средства массовой информации.
  1. Попытайтесь оценить свои способности: возможно, вы обнаружите у себя лидерские задатки. Проявляете ли вы инициативу в решении тех или иных проблем? Подтвердилась ли правильность предложенных вами решений в той или иной ситуации? Поддерживают ли вас другие люди? Приходилось ли вам быть организатором совместных усилий группы лиц для выполнения каких-либо полезных дел? Успешной ли была эта деятельность? Речь идет о лидерстве в группе. А политическим лидером сможет стать тот, чьи способности вести за собой людей получат развитие, кто научится глубоко разбираться в политике, творчески решать социальные проблемы.

Документ

Из работы американского политолога М. Г. Херманн о составных частях лидерства.

    Изучение множества методов определения лидерства позволяет выделить четыре подхода.

    Первый подход заключается в том, что лидер определяет цели и указывает направление своим сторонникам, дает им обещания и увлекает за собой. В этом подходе к лидерству центром внимания является лидер и его характерные черты. Зная, что представляет собой данный лидер, каковы цели его стратегии, мы можем охарактеризовать и то, как он выполняет свою руководящую роль. Именно из такого имиджа лидера выросло представление о «великом человеке» и особый подход к его руководящей роли.

    Сторонники второго подхода воспринимают лидера как «коммивояжера». В этом случае лидерство подразумевает внимательное отношение к потребностям людей и помощь им в удовлетворении этих потребностей. Чуткое реагирование на потребности и желания людей столь же важны, как и способность убедить людей в том, что вы можете помочь им. Согласно этой точке зрения, все, что происходит, зависит от взаимоотношений между лидером и его последователями.

    Третий подход к лидерству заключается в том, что в лидере видят «марионетку», то есть лидером руководят и придают ему силу его сторонники, которые дергают за ниточки и заставляют лидера двигаться. Лидер является агентом группы, отражающим ее цели и работающим от ее имени. Чтобы понять, как в данном случае осуществляется руководящая роль, необходимо изучать ожидания и цели последователей.

    Четвертый подход к лидерству состоит в том, что лидер рассматривается в качестве «пожарника». В данном случае руководящая роль возникает в ответ на то, что происходит в окружающей действительности. Поэтому, изучая окружающую действительность, в которой возникает феномен лидерства, мы можем понять его природу. Окружающая действительность создает спрос, препятствия и открывает возможности для лидера и его последователей.

    Если провести опрос на улице, то, вероятно, можно... обнаружить, что ожидания в отношении сильного политического лидера включали бы в себя все четыре подхода к нему. Такой лидер должен был бы обладать даром предвидения, но в то же время должен был бы чутко реагировать на желания своих последователей и быть способным заставить работать их ради убеждений в подходящее для действий время.

Вопросы и задания к документу

  1. Какие качества характеризуют лидера как «великого человека»?
  2. Назовите черты, которые отметила автор документа, свойственные лидеру, воспринимаемому как «коммивояжер».
  3. Что характеризует лидера, в котором видят «марионетку»?
  4. Чем отличается деятельность лидера, названного «пожарником»?
  5. Какой тип политического лидера из числа охарактеризованных М. Г. Херманн, с вашей точки зрения, является предпочтительным? Почему?
  6. Согласны ли вы с тем, что ожидания простых людей включали бы все четыре подхода? Свою точку зрения аргументируйте.
  7. Сравните приведенную в документе классификацию с теми, которые представлены в параграфе. Какая классификация наиболее существенна для понимания политического лидерства? Аргументируйте свой ответ.

Вопросы для самопроверки

  1. Что представляет собой политическая элита?
  2. Какие элитные группы оказывают влияние на принятие политических решений?
  3. Как рекрутируется политическая элита?
  4. Кто такой политический лидер? Каковы основные признаки политического лидерства?
  5. Перечислите основные функции политического лидера.
  6. Какими качествами должен обладать политический лидер?
  7. Сравните традиционное, легальное (на основе закона) и харизматическое лидерство. Что общего и что различного у этих типов лидерства?

Задания

  1. Какой политический лидер прошлого или современности вам интересен больше других? Попытайтесь, опираясь на комплекс факторов, перечисленных М. Г. Херманн, охарактеризовать его.
  2. У. Черчилль говорил: «Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель — на следующие поколения». Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.
  3. Социологические опросы позволяют определить рейтинг (т. е. числовую оценку значимости) представителей элиты, чьи заслуги высоко оценивают граждане России. По итогам 2003 г. первую строчку рейтинга занял В. В. Путин (74,9% опрошенных), вторую — С. Шойгу (25,5%), затем — В. Жириновский (23,4%), Г. Зюганов (23,2%), Г. Явлинский (19,1%). Сделайте возможные выводы из этих показателей.
  4. В 1996 г. было выявлено мнение населения о факторах успеха политических лидеров. 53% от числа опрошенных назвали «ум, интеллект, знания», 48% указали «конструктивность его программы выхода России из кризиса», 45% — «профессионализм», 38% — «волю, целеустремленность», 38% — «поддержку простыми людьми», 16% — «поддержку СМИ», 20% — «поддержку финансовыми структурами».
  5. Если бы опрос проходил в дни, когда вы изучаете данный параграф учебника, каким, с вашей точки зрения, было бы мнение населения? В какой последовательности расположили бы перечисленные факторы лично вы? Какие факторы успеха включили бы в перечень? Свой ответ прокомментируйте.

Мысли мудрых

«Лидер действует открыто, босс — за закрытыми дверьми. Лидер ведет за собой, а босс управляет».

Т. Рузвельт (1858—1919), президент США

Рейтинг@Mail.ru