Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Практические выводы к § 14

  1. Успешно действует в политической сфере лишь тот, кто обладает развитым политическим сознанием, кто понимает суть происходящих событий, их причины и возможные последствия. Теоретический уровень политического сознания дает возможность верно определить направленность своего политического поведения, сделать осознанный и ответственный выбор, найти эффективные способы решения политических задач. Такой уровень сознания не возникает сам по себе. Тот, кто не хочет заблудиться в дебрях политики, должен обогащать свои научно-политологические знания и развивать умение применять их на практике.
  2. Важно воспитывать в себе критическое отношение к политическим идеологиям. Нельзя забывать, что идеологии, политические программы и лозунги, как правило, отражают групповые интересы и с этих позиций оценивают действительность, обосновывают цели и средства политической борьбы. Поэтому важно осознать общенародные, а также собственные интересы и с этих позиций ориентироваться в сфере идеологий.
  1. Теоретические знания о политике могут стать компасом в океане текущей информации. Однако этот компас бесполезен для человека, не использующего современные источники политической информации. Умение получать необходимую информацию опирается на знания о возможностях и особенностях различных СМИ. Способность ориентироваться в потоке сообщений предполагает обращение к разным источникам, средствам, каналам распространения информации, сопоставление сведений о конкретных фактах, критическую оценку различных суждений.

Документ

Из статьи российских социологов Л. А. Гегель, Р. Ш. Маме дбейли, Л. Н. Москвичевой «Формирование образа политического лидера в сознании молодых россиян» (по результатам исследования политического сознания молодежи в 1999 г.).

    Каким же, на их взгляд, должен быть кандидат в Президенты России, которому они отдали бы свой голос на выборах? По полученным ответам можно судить об ожиданиях молодежи, формирующемся в ее сознании образе нового политического лидера. Самая предпочтительная позиция молодых людей — это необходимость наведения в стране порядка. Молодежь связывает это с усилением роли государства, властью сильной, решительной личности, способной обуздать и коррупцию; молодые люди устали от бездействия властей, всеобщей безответственности...

    Однако «навести порядок в стране» можно разными методами. При ответе на вопрос «Что означает для вас эта фраза?» мнения разделились. Только 4% опрошенных имеют в виду диктатуру массовых репрессий (кстати сказать, возможность установления диктатуры в стране в 1999 г. вызвала наибольшую тревогу лишь у 2,5% молодых россиян). И столько же (4%) понимают под порядком в стране авторитарную власть, нарушающую права человека (5,4% — дали другой ответ и 7,3% — затруднились ответить). Подавляющее же большинство молодых людей (79,3%) ответили: «Соблюдение законов, элементарных правил поведения».

    Таким образом, молодежь не приемлет ни диктаторского режима, проявляющегося в жесткой власти с крайними формами насилия, ни авторитарной власти, нарушающей права человека. Ее симпатии на стороне правового, демократического государства, где взаимоотношения власти и общества определяются исключительно на основе закона.

Вопросы и задания к документу

  1. Как вы думаете, какой уровень политического сознания отражают представленные результаты исследования? Аргументируйте свой ответ.
  2. Можно ли на основе приведенного фрагмента из статьи ученых отнести преобладающие в сознании молодежи взгляды к какой-либо из современных идеологий? Свой вывод объясните.
  3. Каково ваше мнение по вопросу о методах наведения порядка в стране?
  4. Если бы в день, когда вы читаете эти строки, вопросы об ожидаемых первоочередных действиях лидера страны были снова остро поставлены, какой ответ молодежи можно было бы предположить? Объясните, почему вы так думаете?

Вопросы для самопроверки

  1. Какова суть отличия понятия «политическое сознание» от понятия «политическое знание»?
  2. Чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический? Какова связь между ними?
  3. Что такое идеология? Какую роль она играет в политической жизни?
  4. Охарактеризуйте каждую из идеологий, оказавших влияние на события XX в.
  5. Каковы характерные черты политической психологии?
  6. Определите место СМИ в современной политической жизни. Что вам известно об их функциях? Каким образом СМИ осуществляют свое политическое влияние?

Задания

  1. Вспомните, какие политические партии возникли в России в начале XX в. Какая идеология лежала в основе политической программы каждой из них? (При выполнении задания используйте учебник истории.)
  2. Как вы думаете, что имел в виду польский писатель Богдан Чешко в следующем рассуждении: «Большая политика рано или поздно настигнет тебя. Но постарайся, чтобы она не застигла тебя в исподнем»? Какой материал параграфа поможет ответить на поставленный вопрос?
  3. Закон «О средствах массовой информации», дающий широкие права журналистам, гласит также и о недопустимости злоупотребления этими правами, в частности их использования в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений. Объясните значение этой правовой нормы.
  4. Посмотрите информационно-аналитические программы телевидения, подводящие итоги недели, и дайте оценку их влияния на политическое сознание зрителей.

Мысли мудрых

«Идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу».

К. Маркс (1818—1883), немецкий мыслитель

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru