Обществознание

Учебник для 11 класса

       

§ 14.5. Средства массовой информации и политическое сознание

Средством распространения идеологии является политическая пропаганда. Это вид деятельности, направленный на формирование в обществе определенных настроений, закрепление в сознании граждан тех или иных ценностей, критического отношения к тем или иным аспектам действительности, к действиям политических противников, стимулирование недоверия к иной идеологии, ее неприятия. Широко используется устная, печатная агитация, в том числе наглядная (плакаты, карикатуры и т. п.), с целью побудить население поддерживать правительство, определенные политические организации или, наоборот, выступать против них.

Для распространения идеологии широко используются средства массовой информации (СМИ). Так называют технические средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории. В современной политической жизни СМИ играют исключительно важную роль. Их информационная функция состоит в сообщении о наиболее значительных событиях, их комментировании и оценке. Функция политической социализации заключается в приобщении людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения. Функция критики и контроля позволяет гражданам анализировать и оценивать деятельность органов власти. Еще одна функция — представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику. С этим также связана функция формирования общественного мнения. А мобилизационная функция выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям.

Наиболее распространенные СМИ — радио, телевидение, пресса. Между ними существует своеобразное разделение труда. При сообщении о политическом событии радио в основном позволяет узнать, что случилось. Телевидение показывает, как случилось. А на вопрос, почему случилось, наиболее полный ответ дает пресса. Возможность «приходить в каждый дом», наличие на телевидении видеоряда («картинки»), который создает «эффект присутствия», а также сочетание зрительных и слуховых образов, легкость восприятия информации делают электронные СМИ наиболее эффективным средством воздействия на политическое сознание и поведение людей. Не случайно СМИ называют «четвертой властью».

Ученые, изучавшие роль СМИ в политической жизни, пришли к выводу о том, что ни одна политическая группа не добьется значительных успехов в политике, если не имеет доступа к СМИ, и прежде всего к электронным; ни один кандидат в представительные органы власти не будет иметь серьезных шансов на избрание, если не сможет использовать телевидение и другие СМИ.

Практический опыт свидетельствует о том, что СМИ могут способствовать развитию демократии, сознательному участию граждан в политической жизни, но могут быть использованы и для политического манипулирования. Так называют скрытое управление политическим сознанием и поведением людей, для того чтобы направить их в нужную определенным общественным силам сторону.

Политическое влияние СМИ осуществляется путем воздействия и на разум, и на чувства человека. Наряду с правдивой информацией в пропаганде нередко подается полуправда, а также в зависимости от характера политической организации, ведущей пропаганду, используются и фальсификации — подтасовка фактов, дезинформация.

Попытки тех или иных политических сил, используя новые средства, манипулировать поведением людей остались бы тщетными, если бы каждый гражданин научился критически оценивать информацию, отличать объективную от искаженной, выработал у себя, опираясь на научные знания, устойчивые взгляды на общество и его развитие. Однако большая часть людей в наше время не готова к самостоятельному анализу действительности, не владеет научными методами социального познания, поэтому в результате применения современных средств информационного воздействия на сознание воспринимает идеологию на веру. Но независимо от того, является ли принятая идеология результатом ее критического осмысления или опирается на веру, она всегда становится существенной стороной любой политической деятельности.

Рейтинг@Mail.ru