Обществознание

Учебник для 11 класса

       

§ 11.1. Рациональное поведение потребителя

Производство органически связано с потреблением, оно осуществляется для потребления и определяет его структуру. В свою очередь потребитель, выбирая товары и услуги, активно воздействует на производство, стимулируя его развитие. Воздействие потребителей на производителей в условиях свободного рынка и конкуренции столь велико, что иногда даже говорят о «диктате потребителя».

Потребители — это те, кто приобретают и используют товары, заказывают работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Каждый из нас является потребителем, желая каким-либо способом удовлетворять свои потребности. Потребителем выступает фирма, организация, в целом государство.

Цель потребителя — извлечь максимальную полезность от потребления товаров и услуг. На пути к этой цели у потребителя возникают такие ограничения, как семейный бюджет, цены, ассортимент предлагаемых товаров и услуг. Поэтому потребитель, как и производитель, испытывает на себе влияние ограниченных возможностей. Перед ним тоже стоит проблема рационального выбора.

В странах с командно-административной экономикой действия потребителя, как правило, регламентируются. В СССР, например, потребитель был лишен свободы выбора жилья, лечебных учреждений, некоторых дорогостоящих товаров (автомобиль, мебель и др.). В рыночной экономике свобода экономического поведения предопределяет суверенитет потребителя, т. е. право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием.

Вспомните многообразные потребности человека: физиологические, социальные, духовные, потребности в самореализации, в безопасности. Эти потребности могут быть реализованы на разных видах рынков. Например, потребность в товарах и услугах — на рынке товаров и услуг, потребность в самореализации — на рынке труда. Чтобы грамотно и рационально осуществлять потребительский выбор, каждый должен иметь определенные знания и умения.

Потребителю, заинтересованному в удовлетворении своих потребностей с наименьшими затратами ограниченных средств, приходится задумываться над следующими вопросами: на что в первую очередь потратить свои доходы? Как выбрать товар или услугу желаемого качества и соответствующие его покупательским возможностям? Как сократить финансовые потери? Каким образом сберегать имеющиеся доходы? Как вести себя рационально на различных рынках?

Рассмотрим эти вопросы на примере поведения потребителя на рынке товаров и услуг. Потребитель — одно из главных действующих лиц на этом рынке, он создает спрос, через который определяются ассортимент, качество и цена товаров. Но так ли он силен на этом рынке? Как правильно выбрать необходимый товар? Довольно часто сведения потребителей о товаре ограничены знаниями о его функциях или предполагаемом положительном эффекте от его использования.

Допустим, вы хотите приобрести современную стиральную машину. С чего начать? Необходимо оценить рынок данного товара. Прежде всего изучить рекламные объявления: каков ассортимент товара, где и по какой цене его можно купить. Затем выбрать специализированный магазин, где можно получить сведения о свойствах и качестве товара от квалифицированного специалиста (товароведа, менеджера). Вас должен заинтересовать тот магазин, где товар продается с максимальным гарантийным сроком обслуживания, обеспечивается доставка и установка, сервисное постгарантийное обслуживание. Не забудьте обратить внимание на объявления о днях распродаж, скидках на товары. Анализ всех факторов поможет вам сделать рациональную, т. е. с наибольшей выгодой для себя, покупку.

Как видим, рациональное поведение потребителя при выборе товара или услуги предполагает, как правило, определенную последовательность действий: осознание необходимости покупки, поиск информации о товаре или услуге, оценка возможных вариантов покупки, принятие решения о покупке.

Итак, вы сделали выбор. Но всегда ли мы можем купить желаемое? Увы, часто мы наталкиваемся на такой ограничитель наших возможностей, как уровень имеющихся доходов.

Вы уже знаете, что человек может получить доход из нескольких различных источников. Основными источниками дохода потребителя являются заработная плата, социальные выплаты государства отдельным гражданам в виде пособий, пенсий, стипендий, доход от предпринимательской и иной деятельности, доход от собственности (плата, полученная за аренду вашей квартиры или дачи, процент на денежный капитал, дивиденды по ценным бумагам).

Во многих домашних хозяйствах полученный доход распадается на две части: одна предназначается для покупки товаров и оплаты услуг, необходимых для удовлетворения личных потребностей людей; другая часть дохода образует сбережения. Это деление не зависит от форм и источников дохода, однако зависит от его размера. Чем больший доход получает потребитель, тем большую сумму денег он способен потратить на потребление. С ростом дохода растет и сумма сбережений. Эти зависимости очевидны. Но экономисты установили и другие зависимости доходов и расходов: чем больше доход семьи, тем меньше доля расходов на питание и больше на товары длительного пользования, а также больше удельный вес сбережений.

Уровень жизни человека зависит не только от размера его заработной платы или сбережений, но и от того, насколько разумно он тратит деньги. Экономисты делят потребительские расходы на обязательные и произвольные. Обязательные расходы можно рассматривать как минимально необходимые — это расходы на питание, одежду, транспортные расходы, оплату коммунальных услуг и т. п. Если ваши личные доходы не превышают обязательные расходы, то вряд ли вы можете себе позволить произвольные расходы (например, на туристическую путевку, покупку книг, картин, машины и др.).

Анализируя данные о расходах потребителей разных стран, ученые сделали вывод: чем богаче страна, тем меньшая часть личных доходов ее граждан идет на обязательные расходы. Немецкий исследователь-статистик Э. Энгель (1821—1896) впервые установил закономерную связь между доходами населения и структурой потребления. Согласно «Закону Энгеля», чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля ее расходов на продовольственные товары. Соответственно возрастает спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня доходов существенно увеличиваются затраты на высококачественные товары и услуги. Как видим, структура расходов на потребление изменяется в прямой зависимости от размера дохода.

По доле расходов семьи на питание можно судить об уровне благосостояния разных групп населения одной страны и сравнивать благосостояние граждан разных стран. В США доля расходов на питание варьируется в пределах 10—15%, а значительное число российских семей тратит на питание от 40 до 48% своих доходов. (Подумайте, как экономическое положение в стране влияет на этот показатель.)

Тратить деньги сегодня или отложить на будущее? Как сберечь и преумножить свои доходы? Эти вопросы волнуют всех потребителей, будь то семья или фирма.

Рациональному потребителю важно не только умело тратить деньги, но и правильно размещать свои сбережения. В этих целях потребитель пользуется сберегательным счетом в банке, получая доход по вкладу, или приобретает ценные бумаги (акции, облигации), получая дивиденды по ним. (Заметим, что сказанное справедливо в условиях экономической стабильности.)

Еще один надежный способ размещения сбережений, особенно в ситуации экономической и финансовой нестабильности в стране, при высоком уровне инфляции, — это приобретение недвижимости (квартира, дом, дача), цены на которую растут быстрее, чем обесцениваются деньги.

Формой размещения сбережений является также страхование жизни, здоровья, имущества. Сегодня в России растет число страховых компаний и фондов (в основном коммерческих), которые осуществляют следующие виды страхования: добровольное медицинское страхование, страхование от несчастных случаев, страхование бизнес-рисков, автострахование и др. Страхование выгодно и производителям этой услуги, и ее потребителям.

Страхование означает защиту вас от возможного ущерба путем периодических взносов страховым компаниям, которые выплачивают вам денежное возмещение в случае такого ущерба. Рассмотрим это положение на конкретном примере.

Предположим, вы летом живете и отдыхаете в поселке, застроенном однотипными садовыми домиками. Средняя цена домика 120 тыс. р. Из практики прошлых лет известно, что в среднем один раз в год пожар уничтожает один дом. Это позволяет страховой компании подсчитать, сколько денег потребуется заплатить пострадавшему в случае пожара (в нашем случае до 120 тыс. р.), и добавить к ним некоторую сумму на покрытие административных расходов и прибыль (например, еще 30 тыс.). Полученная общая сумма (150 тыс. р.) делится между всеми владельцами домиков, и каждый вносит свою долю, или страховой взнос, в общий фонд (если владельцев 100 человек, то каждый платит по 1,5 тыс. р.). В случае пожара владелец сгоревшего домика получит от страховой компании компенсацию (в размере до 120 тыс. р.), а компания — прибыль. Таким образом, разделение риска возможного ущерба с другими людьми за счет страхования дает потребителю возможность защитить себя от финансовых потерь.

Сбережения, если они правильно размещены, позволяют потребителю не только иметь дополнительный доход, но и осуществлять дорогостоящие покупки; сбережения необходимы и на случай нетрудоспособности, оплаты образования и повышения профессионального уровня и др. (Приведите примеры сбережений в домашнем хозяйстве, подтверждающие их необходимость.)

При выборе вариантов размещения сбережений потребителю необходимо сравнивать их с точки зрения надежности, процента на доход, ликвидности (возможности легкого обращения сбережений в наличные деньги).

Рейтинг@Mail.ru