Обществознание

Учебник для 11 класса

       

§ 10.1. Международная торговля

Если существует международное разделение труда, значит, существует и международная торговля. Какая бы большая страна ни была, она не может производить все товары, которые ей необходимы. Но крупные и богатые страны могут лучше обеспечить себя большинством необходимых благ. К тому же если в таких странах многочисленное население, то они имеют значительный внутренний рынок и остается меньше излишков, которые надо вывозить в другие страны.

Основные термины международной торговли — экспорт, импорт и сальдо торгового баланса.

Экспорт — это товары и услуги, которые вывозятся за границу с целью продажи на мировом рынке.

Импорт — это товары и услуги, которые ввозятся в страну с целью их продажи на внутреннем рынке.

Сальдо торгового баланса — разность между стоимостью экспорта и импорта за определенный период. Например, США — самая развитая и богатая страна в мире — постоянно имеет отрицательное сальдо торгового баланса, т. е. импорт в США значительно превышает экспорт. Россия, напротив, вывозит больше товаров (напомним, что преимущественно это сырье), чем ввозит, и ее торговое сальдо положительно.

Международная торговля имеет очень древнюю историю. Это первая форма экономических отношений между странами. Из истории вы помните, что в XVII— XVIII вв. самой крупной торговой державой были Нидерланды, а затем Великобритания.

Еще в XVII в. ученые-экономисты задавались вопросом: «Почему страны торгуют друг с другом?» В то время они полагали, что внешняя торговля создает богатство, которое ассоциировалось с золотом, и призывали правительства вывозить больше товаров, чтобы получать больше золота для страны, и меньше ввозить, чтобы не было оттока золота.

Но уже в XVIII в., когда произошла промышленная революция и стали развиваться разные мануфактуры и фабрики, отношение к торговле изменилось. Шотландский ученый Адам Смит подверг критике идею о богатстве как владении большим количеством золота и показал, «как государство богатеет, и чем живет, и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет» (А. С. Пушкин).

А. Смит высоко ценил разделение труда и считал, что для граждан любой страны выгодно покупать заграничные товары, особенно если они продаются дешевле, чем отечественные. Ученый разработал теорию абсолютного преимущества во внешней торговле, суть которой состоит в том, что одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие, и поэтому имеют абсолютные преимущества в свободной торговле с другими странами. Россия, например, имеет абсолютные преимущества по газу, которого она производит больше всех в мире. Наша страна поставляет газ в развитые страны Европы в обмен на оборудование, так как его производство в России менее эффективно.

В XVIII в. другой английский экономист Давид Ри-кардо разработал теорию сравнительных преимуществ во внешней торговле. Суть ее состояла в том, что страна получает выгоду, если она специализируется на производстве тех товаров, средние издержки которых относительно меньше, чем при производстве тех же товаров в других странах. Д. Рикардо в качестве примера взаимовыгодного обмена между Англией и Португалией приводил обмен такими товарами, как сукно (помните, что Англия была «мастерской мира»?) и вино, поскольку Португалия находится южнее Англии и природные условия там более благоприятны для выращивания винограда.

В настоящее время почти все страны втянуты в мировую торговлю. Но удельный вес отдельных стран в мировом экспорте и импорте очень различается. Доля развитых стран в мировой торговле в 2000 г. составляла по экспорту 72%, а по импорту — 75,8%.

Самая большая доля в мировом экспорте и мировом импорте приходится на США — соответственно 13 и 20,3%, на втором месте Германия — 8,9 и 8,1%, на третьем — Япония — 8,0 и 6,1%. Доля России более чем скромная: в мировом экспорте — 1,7%, в мировом импорте — 0,5%.

А теперь посмотрим, что представляет собой внешняя торговля России. Специфика экспорта России состоит в том, что большую его часть составляют топливно-энергетическое сырье и продукты добывающей промышленности. В 2001 г. на экспорт этой продукции приходилось 60,4%, доля продукции обрабатывающей промышленности (например, машиностроения, приборостроения и др.) составляла 37,8%, сельского хозяйства и пищевой промышленности — 1,8%. По импорту в 2001 г. первое место занимали машины и оборудование —34,1%, на втором месте потребительские товары —33,2%, на третьем месте продукция сельского хозяйства и продовольствие — 22%.

Главные партнеры современной России: по экспорту — Германия (9,3%), Италия (7,5%), Китай (5,6%), Украина и Белоруссия (по 5,3%); по импорту — Германия (13,9%), Белоруссия (9,5%,), Украина (9,2%,), США (7,7%), Казахстан (4,8%).

Выгодна ли для государства внешняя торговля? С одной стороны, ответ положительный — выгодна, ибо потребители получают качественные товары и по более низким ценам. Но, с другой стороны, товары отечественных производителей не выдерживают конкуренции, не имеют спроса, производство их сокращается, люди теряют зарплату, работу, а значит, их платежеспособность сокращается. Это отрицательные моменты внешней торговли.

Выйти из этого положения поможет политика государства в области международной торговли.

Рейтинг@Mail.ru