Обществознание

Учебник для 11 класса

       

Практические выводы к § 29

  1. Вам предстоит жить в сложном, быстро изменяющемся обществе. Перед каждым может возникать множество проблем, связанных с переменами в сферах быта, семьи, труда, экономических и политических отношений, информации и культуры. Способ решения собственных проблем вам придется искать самостоятельно. Верное решение удастся найти, лишь обладая возможно более полной информацией о вариантах выбора, которые существуют в конкретных общественных условиях, при этом правильно оценивая свои способности, общеобразовательный и профессиональный уровень.
  2. Разумные и действенные ответы на вызовы XXI века зависят не только от властей и науки, но и от каждого из вас. Решение многих экологических, социально-демографических, санитарно-гигиенических проблем, а также проблем профилактики заболеваний, наркомании, технологической безопасности, приобщения к ценностям культуры осуществляется не только на государственном уровне, но и в семье, микрорайоне, на рабочем месте, в деятельности отдельного человека.
  1. Поскольку очевидна тенденция возрастания в развитии общества роли информации, знаний, интеллекта, ваш жизненный успех, ваша карьера в решающей степени будет зависеть от того, сумеете ли вы использовать ближайшие после окончания школы годы для того, чтобы стать компетентным специалистом. В обществе ближайшего будущего станет все заметней разница между человеком, обладающим лишь «корочкой» (документом об образовании), и действительно высококвалифицированным профессионалом, владеющим современными знаниями, умением творчески решать возникающие производственные, научные и социальные проблемы.
  2. В XXI веке обществу потребуется иной уровень владения знаниями и умениями во всех сферах человеческой деятельности. Полученные ранее знания не смогут дать готовый ответ на вопросы, которые поставит жизнь. Но имеющиеся знания нужно уметь использовать для поиска новых знаний о меняющемся мире. Возникнут новые, нестандартные ситуации, в которых нельзя будет действовать по прежним образцам. Потребуется творческое решение возникающих проблем в производстве, науке, социально-политическом развитии. Требованиям века будет соответствовать только тот, кто, опираясь на опыт творческой деятельности, сможет грамотно пользоваться информацией, умело применять полученные знания для решения новых задач, искать ранее неизвестные способы эффективных действий в различных сферах жизни.

Документ

О гуманистическом ответе на вызовы времени. Из работы итальянского ученого, первого президента международного Римского клуба Аурелио Печчеи «Сто страниц для будущего».

    Современный человек поглощен своими повседневными заботами, связанными с материальной сферой... Такой человек больше ценит искусственное, которое он умеет или пытается создавать сам, — о чем я уже писал, — чем естественный мир, который создал его. Он интересуется прежде всего тем, что создает сам, — даже самой своей пищей, которую он держит в консервных банках, бутылках, замораживает, готовит. Природа же находится на втором плане, в самом конце. Утрачивают ценность и ему подобные; их так много; он не общается с ними; он торопится заняться другими делами... И все же он чувствует, как внутри него растет пустота, он хотел бы разобраться в самом себе, придать большую значимость тому, что он есть сам, и своим делам. Но мышление его ошибочно и плохо служит этой цели.

    Необходима новая основополагающая идея... Этот новый гуманизм, приспособленный к технологическому веку, должен будет радикальным образом обновить и изменить принципы и нормы, до сих пор бывшие неприкосновенными; он должен дать импульс зарождению новых систем ценностей и духовных, этических, философских, социальных, политических, эстетических, творческих мотивов поведения, которые восстановят наше внутреннее равновесие, и он должен быть способен восстановить в нас как высшие блага и потребность любовь, дружбу, взаимопонимание, солидарность, жертвенность, сосуществование, заставить почувствовать, что, чем крепче эти блага и потребности свяжут нас с нашими братьями и сестрами во всем мире, тем больше будет наш выигрыш.

    Этот новый гуманизм должен быть также достаточно просвещенным, сильным, гибким, чтобы дать нам возможность контролировать материальные революции, чтобы показать нам, как поддерживать и направлять к мирным и конструктивным формам социально-политическую революцию, за которой сейчас мы можем только наблюдать, видеть, как она зреет или же взрывается насилием, и чтобы заставить нас понять, что никогда, ни при каких условиях мы не должны более отказываться от приоритета духовного.

Вопросы и задания к документу

  1. Какова главная мысль фрагмента? Найдите в тексте параграфа утверждение, отражающее эту мысль.
  2. Приведенный текст написан в 80-е гг. XX в. Актуален ли он в наши дни? Аргументируйте свою оценку.
  3. Какие потери в духовной сфере нанес человечеству технический прогресс в XX в. Сопоставьте суждения об этом Печчеи с угрозами XXI в. в области культуры. Сделайте вывод.
  4. Какие высшие блага и потребности автор считает наиболее значимыми? Выскажите ваше мнение, почему именно эти.
  5. Как вы понимаете слова автора о материальной и социально-политической революциях? С какими положениями параграфа о проблемах XXI в. вы можете связать эти слова? Объясните такую связь.
  6. Почему автор называет свои взгляды новым гуманизмом?

Вопросы для самопроверки

  1. Может ли наука предвидеть будущее?
  2. Назовите и охарактеризуйте основные проблемы XXI в.
  3. Каковы возможные пути решения каждой из глобальных проблем?
  4. В чем состоит ведущая тенденция в жизни общества начала XXI в. Что означают предлагаемые учеными названия нового этапа развития общества?
  5. Чем отличается постиндустриальное (информационное) общество от индустриального? Какими качествами должен обладать человек, чтобы успешно жить и работать в меняющемся обществе?

Задания

  1. Среди ученых, прогнозирующих будущее, существуют разногласия по вопросу о готовности отдельных индивидов, групп населения, политических систем приспособиться к грядущим переменам. Одни считают, что только катаклизмы могут дать толчок к серьезным преобразованиям. Другие говорят, что человечество может самостоятельно, без внешних воздействий осуществить коренные перемены. А как думаете вы? Аргументируйте свою позицию.
  2. Каждый житель развитых стран потребляет за свою жизнь в 20—30 раз больше ресурсов планеты, чем прочие ее жители. Какие проблемы XXI в. связаны с этим фактом? Каковы возможные пути их решения?
  3. Сгруппируйте перечисленные ниже признаки так, чтобы в первой группе оказались черты индустриального общества, а во второй — постиндустриального:
    • ориентация на возобновляемые источники энергии и активный их поиск;
    • разбазаривание невосстанавливаемого «капитала природы» (уголь, газ, нефть и т. п.);
    • решающие отрасли науки и техники — механика и машиностроение, химия и химическая индустрия;
    • ведущие области науки и техники — квантовая электроника, информатика, молекулярная биология, экологические знания;
    • личность, ориентированная на духовные ценности и творчество;
    • индивид, ориентированный на производство и потребление; культ денег и власти.
  4. В дискуссии о роли науки и техники в обществе, о цене, которую придется заплатить человечеству за прогресс в этих областях, прозвучали различные точки зрения. Одни говорили, что наука и техника развиваются по своим законам и не подлежат ни общественному контролю, ни политическому регулированию. Другие утверждали, что научно-технические изменения диктуются потребностями общества. Каковы ваши мысли по спорному вопросу? Подкрепите их аргументами.

Мысли мудрых

«Лучший пророк для будущего — прошлое».

Дж. Байрон (1788—1824), английский поэт

Рейтинг@Mail.ru