Обществознание

Учебник для 11 класса

       

§ 3.3. Конкуренция и монополия

Конкуренцией в экономической науке называют противоборство, соперничество между производителями товаров и услуг за возможность увеличения прибыли. В конкурентной борьбе участвует множество самостоятельных товаропроизводителей (от ремесленников, фермеров до крупных фирм). Каждый из них на свой страх и риск решает вопросы, что и как производить. Его товары на рынке встречаются с аналогичными товарами других производителей, и каждый стремится завоевать потребителя. Потребитель лее хочет приобрести товар лучшего качества и подешевле, поскольку его возможности ограничены. Образно говоря, между товаропроизводителями идет борьба за «кошелек потребителя». Какой фирме потребитель отдаст свои деньги? У кого предпочтет купить платье, пару обуви или радиоприемник?

Для того чтобы продолжить производство, нужно продать товар и использовать вырученные средства для создания новой партии товаров. С целью обойти конкурентов многие производители используют рекламу, стараются придать товару внешне привлекательный вид, нередко предлагают на рынок новые товары, которых нет у соперников. Иногда для того, чтобы продать товар, приходится идти на снижение цены. Тот, у кого издержки велики, не может снижать цену. Его товар не будет продан или будет продан с убытком. Мелким производителям трудно выдерживать конкуренцию. Крупные имеют значительные шансы на победу, так как у них больше возможностей для совершенствования производства.

Конкуренция способствует рациональному использованию ограниченных ресурсов, стимулирует снижение издержек производства и реализации, повышение эффективности производства, улучшение потребительских свойств товаров; в то же время она приводит к дифференциации доходов производителей и потребителей, в крайнем случае — к разорению.

Как вы знаете, в конце XIX в. крупные товаропроизводители в ряде стран стали объединяться в союзы (картели, синдикаты, тресты). В определенных отраслях эти союзы сосредоточили большую часть производства товаров, иными словами, стали монополиями. Суть монополии — экономический диктат путем установления монопольно высоких (или низких) цен для получения монопольно высокой прибыли.

Экономическая жизнь включает в себя элементы и конкуренции, и монополии. Возникновение союзов капиталистов не устраняет конкуренцию: она происходит и между самими союзами, и между монополистическими союзами и немонополизированными предприятиями. Однако монополия порождает высокие цены, несоответствие спроса и предложения. Вот почему, например, в США уже в конце XIX в. появились антитрестовские законы, которые государство использовало для улучшения рыночной системы.

В России в 90-х гг. XX в. были приняты антимонополистические законы. Статья 34 Конституции РФ содержит следующую норму: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». В 1995 г. вступила в силу новая редакция принятого еще в 1991 г. Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Гражданский кодекс РФ (ст. 10) не допускает использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотреблений доминирующим положением на рынке. В 1999 г. был принят Закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Виды запрещенной монополистической деятельности, указанные антимонопольным законодательством, подразделяются на индивидуальные злоупотребления и согласованные действия. Предусмотрено содействие развитию конкуренции и государственный контроль за соблюдением принятых законов, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности.

Рейтинг@Mail.ru