Обществознание

Учебник для 11 класса

       

§ 3.2. Рыночная структура и инфраструктура

Структура рынка может характеризоваться по различным критериям:

  • по объектам (рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала, рынок информации и т. д.);
  • по субъектам (рынок покупателей, рынок продавцов и т. д.);
  • по географическому положению (местный рынок, региональный рынок и др.);
  • по степени ограниченности конкуренции (свободный рынок, монополистический рынок и др.);
  • по соответствию законодательству (легальный рынок, нелегальный рынок, называемый иногда «черным рынком», и т. д.).

Существуют и другие основания анализа рыночной структуры.

Товарная биржа — это форма рынка товаров, продаваемых большими партиями, как правило, по образцам.Валютная биржа осуществляет операции по купле-продаже иностранной валюты. Биржа труда осуществляет посредничество на рынке труда, регистрирует безработных, способствует их трудоустройству.

Особую роль в инфраструктуре рыночной экономики играют банки, которые выступают посредниками во взаимных платежах и расчетах между участниками рыночных отношений. (Подробнее о роли банков в рыночной экономике вы узнаете из последующих параграфов.)

В первом разделе этого параграфа, как вы заметили, речь велась о рынке товаров. Здесь мы охарактеризуем еще одну из рыночных структур: фондовый рынок.

Фондовый рынок (рынок ценных бумаг) есть система экономических отношений между теми, кто выпускает и продает ценные бумаги, и тем, кто их покупает и становится их владельцем. Как и рынок товаров, он означает предложение и спрос, но отличается от всех других иидов рынка спецификой товара, в качестве которого адееь выступают эмиссионные (от лат. emissio — выпуск) ценные бумаги. Эмиссия (выпуск) ценных бумаг может быть частной (выпуск акций и облигаций акционер ними компаниями) и государственной (выпуск облигации государственных займов).

Ценные бумаги — это специальным образом оформленные финансовые документы, в которых зафиксированы права их владельца или предъявителя. Право на имущество и на денежные выплаты по ценным бумагам их владельцу обеспечивают организации, которые выпустили п продали ценные бумаги. Ценная бумага — товар, который, не имея собственной стоимости, может быть продан по высокой рыночной цене. Это объясняется тем, что ценная бумага, имея свой номинал, т. е. нарицательную стоимость, указанную на ней, представляет собой определенную величину реального капитала, вложенного, например, в промышленное предприятие. Если спрос на ценную бумагу превысит предложение, то ее цена может превысить, номинал. Такое отклонение рыночной цены ценной бумаги от номинала может приносить ее владельцу доход.

К наиболее распространенным ценным бумагам относятся акции и облигации.

Акция — это ценная бумага, закрепляющая права ее владельца, (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества остающегося после его ликвидации. Если дела предприятия идут хорошо и прибыль его велика, то акции пользуются спросом и продаются по цене выше их номинальнои цены; например, тысячедолларовая акция продается за 1100 долл. И наоборот, если акционерная компания несет убытки и держатели акций стремятся избавиться от них, то цена на них падает ниже номинальной. Акция является именной ценной бумагой.

Облигация — это ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента (от лат. emittens (emittentis) — выпускающий) облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации является процент. Облигация — один из наиболее распространенных видов ценных бумаг с длительным сроком действия. Это документ на предъявителя (имя его владельца не фиксируется). В отличие от акции, которая приносит доход в зависимости от общей доходности предприятия, облигация, как вы видите, дает доход в соответствии с фиксированной процентной ставкой. Облигация подлежит погашению (выкупу) в течение определенного, заранее обусловленного срока.

Роль рынка ценных бумаг в экономике определяется его функциями. Во-первых, это инвестиционная функция, которая проявляется в том, что с помощью ценных бумаг осуществляется образование и распределение средств, необходимых для инвестиций — долгосрочных вложений капитала в промышленность, строительство, транспорт и другие отрасли хозяйства. То есть рынок ценных бумаг способствует централизации свободных средств и сбережений собственников для финансирования производства, его технического перевооружения.

Во-вторых, одна из функций рынка ценных бумаг состоит в том, что он создает условия для передела соб ственности. Это происходит в случае покупки крупных пакетов ценных бумаг новыми собственниками.

В-третьих, с помощью выпуска государством ценных бумаг осуществляется покрытие дефицита текущего бюджета.

Основой рынка ценных бумаг является фондовая биржа — учреждение, в котором осуществляется их купля-продажа. Это специально организованный аукцион, т. е. продажа с публичных торгов, при которой ценные бумаги приобретаются лицом, предложившим наивысшую цену. Биржевые посредники (их называют брокерами или маклерами) принимают заказы от клиентов, желающих купить или продать ценные бумаги. Все сделки на бирже заключаются методом открытого торга.

Особенностью формирования рынка ценных бумаг в России на первом этапе развития был бурный рост числа его участников. При этом роль государства в регулировании фондового рынка была слабее, чем нужно для устойчивости и безопасности рынка. Изменить положение был призван Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», принятый в 1996 г. В нем четко определены пути государственного регулирования фондового рынка.

Большую роль в функционировании рынка играет его инфраструктура. Это совокупность институтов, служб, предприятий, обслуживающих рынок. К ним относятся и специальные учреждения, называемые биржами. Биржевая торговля позволяет продавцам и покупателям определенного товара легче найти друг друга, чем при поиске наугад.

Рейтинг@Mail.ru