Обществознание
11 класс

Парламентаризм

В условиях демократии (независимо от сложившейся формы правления: парламентская или президентская республика, парламентская монархия) действует принцип раз деления государственных властей: законодательная, исполнительная, судебная.

Высшим законодательным и представительным органом является общенациональный парламент (например, конгресс США, Национальное собрание Франции). Он обладает правом представлять интересы народа и принимать от его имени наиболее важные политические решения (законы).

Парламенты, как правило, состоят из двух палат. Верхняя палата (сенат) формируется в различных странах по-разному, например, через выборы (в Испании), назначения (в ФРГ), передаче по наследству потомкам знатных дворянских фамилий ( в Великобритании). Нижняя палата (палата депутатов) более демократична. Она избирается непосредственно народом.

    Палаты парламентов обычно состоят из нескольких сотен членов. В Италии - 315 сенаторов и 630 депутатов, в США - 100 сенаторов 1,435 членов палаты представителей. В Японии - 252 члена палаты советников и 500 членов палаты представителей.

Под парламентаризмом понимается такая государственная власть, в которой существенная роль принадлежит народному представительству - парламенту. Представительство народных интересов предполагает, что граждане делегируют (передают) свои властные полномочия депутатам.

Делегирование происходит, как отмечалось, в процессе парламентских выборов. (В президентских республиках передача полномочий депутатам дополняется делегированием властных полномочий президенту на отдельных президентских выборах.)

Демократические выборы отличаются неопределенностью, необратимостью и повторяемостью. Они являются неопределенными, так как до объявления результатов никто не может быть полностью уверенным в победе. Необратимость выборов в том, что результаты нельзя изменить и избранные представители займут посты на определенный срок.

После истечения предусмотренного конституцией срока (4-5 лет) выборы повторяются. «Выборы, - подчеркивал австрийский философ К. Поппер ( 1902-1994), - предполагают право смещать правительства, не применяя насилия».

Подчеркнем, что посредством выборов происходит систематическое обновление правящих элит, их деятельность приобретает легитимность (вспомните, что означает легитимность). Граждане участвуют в парламентских выборах на основе принципов всеобщего, равного (один избиратель - один голос) и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Подробно выборы в демократическом обществе, деятельность политических партий и избирателей в период избирательных кампаний будут рассмотрены в последующих параграфах. Здесь же обратимся к типологии избирательных систем: мажоритарной (от франц. majorite - большинство) и пропорциональной. На основе сочетания этих двух подходов действует смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система, например, в ФРГ.

При мажоритарной системе (Англия, США, Франция, Япония) вся территория страны разбивается на округа. От каждого округа избирается чаще всего один депутат (одномандатные округа), хотя могут избираться и несколько депутатов (многомандатные округа). Размеры округов должны насчитывать по возможности одинаковое число избирателей. Граждане голосуют за личность того или иного кандидата, хотя при этом чаще всего обозначается, какую партию он представляет. И наконец, мажоритарная система основана на таком порядке определения результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, получивший по данному округу большинство голосов. От сюда и название системы.

Имеются две разновидности мажоритарной системы: абсолютного и относительного большинства. В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1 голос. Во втором - побеждает тот, кто набрал голосов больше, чем каждый из его соперников.

При мажоритарной системе возможно голосование в один и два тура. Если, скажем, ни один из кандидатов не получает требуемого абсолютного большинства голосов, то назначается второй тур выборов. Участвуют во втором туре только два кандидата, собравшие в первом туре наибольшее число голосов.

Пропорциональная система (Бельгия, Испания, Швеция) имеет две разновидности. Первая предполагает наличие, как и при мажоритарной системе, округов. От каждого округа избирается несколько кандидатов - представителей различных партий. Избиратели голосуют за конкретных людей, но с четко выраженной партийной принадлежностью. Число депутатов в парламенте распределяется пропорционально числу завоеванных партиями голосов.

Упрощенно это выглядит так: если кандидаты от первой партии собрали 40 % всех голосов, от второй - 20 %, от третьей - 10 %, то к аждая из партий получит соответственно 40, 20 и 10 % мест в парламенте.

Суть второй разновидности пропорциональной системы в следующем. Территория страны объявляется единым избирательным округом. Политические партии выдвигают списки своих кандидатов. Избирателю предлагается проголосовать только за один из таких списков. Распределение мест между партиями осуществляется по той же схеме, как и в первом варианте, т. е. пропорционально числу поданных за партию голосов.

Подчеркнем, что и мажоритарная и пропорциональная системы не являются идеальными. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Так, при мажоритарной системе возникают и упрочиваются, как правило, связи между кандидатом (в дальнейшем депутатом) и избирателями данного округа. Однако победителем может стать кандидат, имеющий поддержку явного меньшинства избирателей. Например, консервативная партия Великобритании не раз одерживала победу, получив лишь около 40 % голосов избирателей.

Пропорциональная система в этом отношении более справедлива. Она позволяет представить в парламенте довольно полный спектр политических позиций и мнений избирателей. Вместе с тем она хорошо действует в тех странах, где на выборах соперничают две-четыре крупные партии. В странах же, где в выборах участвуют десятки мелких партий, избранный представительный орган оказывается раздробленным на множество депутатских групп, что сильно затрудняет его работу. Чтобы не допустить получение мандатов «Карликовыми» партиями, вводится так называемый заградительный барьер (порог), составляющий, как правило, 5-7 % голосов избирателей. Другой недостаток пропорциональной системы в том, что избиратель выбирает как бы абстрактных лиц. Он знает чаще всего лидера партии, нескольких активистов, но остальные ему неизвестны. Кроме того, избранные депутаты не имеют прямой связи с избирателями конкретного округа. Смешанная избирательная система позволяет смягчить недостатки мажоритарной и пропорциональной систем.

Депутаты, избранные в парламент от каждой партии, образуют парламентские фракции (или парламентские партии). Члены партий (партии), получившие на выборах наибольшее число голосов, становятся членами фракции большинства. Депутаты от партий (партии), набравших меньшее число голосов, становятся членами фракций парламентского меньшинства и пребывают в оппозиции.

Партии большинства в парламентских республиках (ФРГ) и парламентских монархиях (Великобритания) формируют правительство и через него проводят собственный политический курс. В президентских республиках правительство формируется чаще всего из той партии, к которой принадлежит сам президент. Поэтому может возникнуть противоречие между парламентом и правительством. Чтобы не допустить дестабилизации, правительство стремится к консенсусу с парламентским большинством.

Партии меньшинства (оппозиция) имеют в парламенте равные права с представительским большинством. Они совместно с депутатами от партий большинства работают в составе комиссий и комитетов парламента, свободно высказываются по тому или иному вопросу, выступают с критическими замечаниями и предложениями. Иными словами, в парламенте реализуется принцип защиты прав меньшинства.

Современный парламент нередко называют форумом политической гласности, ареной поиска компромиссов. Здесь открыто обсуждаются и принимаются законы, утверждается бюджет, осуществляется в форме запросов контроль над деятельностью правительства и пр. Во время проведения парламентских дебатов нередко возникают острые дискуссии. Депутаты и партийные фракции публично заявляют о своих позиция х, стремясь в итоге достигнуть соглашения. Поэтому от них требуются не только знания по обсуждаемому вопросу, но и искусство вести политическую полемику.

Связь парламентариев с избирателями во многом определяется, как было уже сказано, особенностями избирательной системы. В одних случаях депутаты получают обязательный наказ от своих избирателей и могут быть ими досрочно отозваны. В других являются представителями всего избирательного корпуса страны, а не только своего избирательного округа и не обязаны выполнять конкретные наказы избирателей. Однако в любом случае существует правовая и политическая зависимость парламентариев от народа. При переизбрании депутатского корпуса избиратели оценивают как деятельность отдельных депутатов и отдельных фракци й, так и проводимый в стране политический курс. Поэтому депутаты и партии, не выражающие интересы граждан, могут не получить представительских полномочий на новый срок.

Ученые спорят: имеет ли парламентаризм в России длительную историческую традицию или начал формироваться лишь в конце ХХ в.?

Ряд политологов указывают на то, что представительные учреждения существовали в нашем Отечестве еще в период самодержавия: Земский собор при последних Рюриковичах и первых Романовых, Государственная дума в начале ХХ в. В послеоктябрьский период парламентом стал Всероссийский съезд Советов, переименованный впоследствии в Съезд народных депутатов СССР. В этой связи делается вывод о том, что парламентаризм в России имеет давнюю традицию. Однако большинство политологов, соглашаясь с фактом длительного существования представительных учреждений в России, отмечают, что они всегда имели декоративный, ограниченный, часто формальный характер. Сторонники этой точки зрения подчеркивают, что становление парламентаризма в нашей стране началось лишь на рубеже 80-90-х гг. ХХ в. Именно в этот период впервые состоялись выборы на альтернативной основе Первого съезда народных депутатов СССР, стали развиваться многопартийность и гласность.

С принятием в 1993 г. Конституции РФ возник новый парламент Российской Федерации - Федеральное собрание. Его верхняя палата - Совет Федерации - формируется в настоящее время из числа представителей, избранных законодательными собраниями субъектов РФ, а также назначенных главами исполнительной власти субъектов РФ.

Нижняя палата - Государственная дума - более 10 лет избиралась по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе. С 2005 г. введены новые правила, согласно которым выборы осуществляются только по партийным спискам. Эту систему выборов принято называть модифицированной избирательной системой. Она предполагает более сложный, чем ранее, алгоритм распределения депутатских мандатов в зависимости от активности партий в регионах. По мнению разработчиков соответствующего закона, изменение принципов выборов будет способствовать усилению роли партий в обществе, поможет формированию в России подлинно многопартийной системы.

Итак, мы рассмотрели принципы и ценности демократического политического режима. Они проявляются во всех элементах политической системы: политических институтах, политических нормах, политической культуре, их взаимосвязях и взаимоотношениях. Не случайно политический режим называют способом организации политической системы.

Подчеркнем, что важнейшими условиями и гарантиями политической демократии выступают: в экономической сфере - плюрализм форм собственности и развитая рыночная экономика; в социальной сфере - преобладание в социальной структуре среднего класса; в духовной сфере - высокий уровень культуры общества и мировоззренческий плюрализм.