Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Политические системы: общая характеристика

Попытаемся обозначить два важнейших аспекта политической системы, которые позволяют говорить о ней как о таковой. Прежде всего система подразумевает некую цельность, которая обладает определенным структурным строением. Она состоит из следующих структурных элементов:

  1. организационного (государство, политические партии, общественно-политические движения, группы давления);
  2. нормативного (политические, правовые, моральные нормы и ценности, обычаи и традиции);
  3. культурного (политические идеи, политическая культура);
  4. коммуникативного (информационные связи и отношения внутри политической системы, а также между политической системой и обществом).

Кроме того, система динамична, в ее рамках протекают определенные, регулярно повторяющиеся политические процессы. Политическая система представляет собой не только организационную сторону политической жизни, но и такие факторы, как политические иде и, ценности, мировоззрение.

Системой всю эту широкую сеть политических отношений можно назвать потому, что в ее рамках наглядно демонстрируется взаимозависимость: изменение одного из элементов не остается без последствий для всех других и системы в целом. Политическая система - комплекс норм, институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества.

К числу основных функций политической системы относятся: функция принятия общеобязательных решений управления обществом (определение целей, задач развития общества, выработка политического курса), интегративная функция (консолидация общества на основе общих ценностей), функция мобилизации ресурсов на достижение определенных целей, функция политической коммуникации (обеспечивающая связь между различными элементами политической системы, а также между системой и средой).

Известные американские политологи Д. Истон, К. Дойч, Г. Алмонд и их последователи явное предпочтение отдавали исследованию политической системы как системы взаимодействий субъектов политического действия. Политическая система выступала в этом случае одной из подсистем общества (наряду с экономической, культурной, социальной), выполняющей функции интеграции и приспособления к требованиям окружающей ее среды. Причем под средой в данном случае понималось не только внешнее для данного общества международное политическое, культурное, экономическое, экологическое пространство (внешняя среда), но и другие подсистемы данного общества.

Отношения между политической системой и средой, в которой она функционирует, были представлены, в терминологии Д. Истона, в виде структуры входа и выхода. При этом вход составляли требования к системе и поддержка системы со стороны граждан, а выход - конкретные политические действия и решения, предпринимаемые в рамках политической системы и оказывающие воздействие на состояние этой самой внешней среды. На входе системе всегда предъявляется широкий спектр требований - от улучшения условий труда и дополнительных ассигнований на те или иные нужды до трансформации внешней политики. Если требований слишком много, это ведет к перегрузке системы, которая может носить количественный (много противоречивых требований) или качественный (слишком сложные и практически невыполнимые в рамках существующей системы требования) характер. Именно поэтому среди требований необходимо фиксировать наиболее социально значимые и адаптировать их к возможностям системы, дабы избегать ее перегрузок. Подобного рода работу по регулированию и формулированию требований выполняют в рамках политической системы политические партии, профсоюзы, общественно -политические организации, государственные деятели.

Такая разновидность входов, как поддержка, не менее важна для системы. От уровня поддержки во многом зависит ее стабильность. Д. Истон провел четкую линию разграничения между поддержкой сообщества в целом, поддержкой режима и поддержкой конкретного правительства. Это и понятно, ведь можно быть патриотом своей родины, отвергая конкретный политический режим; или поддерживать режим в целом, отвергая методы и персональный состав действующего правительства.

Важнейшим принципом построения политической системы выступает ее способность к адаптации по отношению к вызовам ( стрессам в терминологии Д. Истона). Устойчивость к стрессам обеспечивается наличием механизма обратной связи. Суть обратной связи состоит в том, что на выходе политической системы мы в любом случае имеем дело с решениями и политическими действиями правительства. Эти решения и действия вызывают либо поддержку властей обществом, либо новые требования к властям в рамках системы. Умение гибко и достаточно оперативно реагировать на новые требования выступает залогом жизнеспособности системы в целом. Неспособность дать адекватный ответ на требования ведет к нарастающему напряжению, череде кризисов и последующему коллапсу (глубокому кризису) всей системы.

В рамках системного подхода политическая система рассматривалась его авторами в качестве своего рода «черного ящика», все происходящее внутри которого (трансформация требований и поддержки в политические решения и действия) намеренно игнорировалось. Исследование политических систем с использованием подобных подходов вскоре выявило внутренние границы своих возможностей. Ведь политическая система не только представляет собой упорядоченную определенным образом совокупность взаимодействий, но и является вполне реальным институциональным образованием, действующим по собственным закономерностям.

Существует целый ряд типологизаций политических систем. Наиболее широкое распространение получило разделение всех политических систем в соответствии с особенностями организации власти и управления на два основных типа - демократические политические системы и политические системы диктаторского типа. О демократических политических системах речь пойдет в одном из последующих параграфов.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru