Обществознание
11 класс

Выводы к главе I

  1. Общество представляет собой совокупность различных социальных групп. Располагаясь в вертикальном порядке, они образуют социальную стратификацию общества. Критерии социальной стратификации различны; основные из них, по оценкам социологов, - доходы, власть, образование, престиж. Глубина и формы социальной стратификации меняются с развитием общества.
  2. Важную роль в жизни общества играют социальные институты - комплексные образования, охватывающие определенный набор норм, социальных ролей и статусов, символов, учреждений и организаций, необходимую инфраструктуру. К главным институтам общества социологи относят материальное производство, семью, государство, образование, религию. Эти социальные институты существуют тысячелетия человеческой истории. При этом они проходят определенные стадии в своем развитии, изменяют свои формы.

  3. Такой элемент социальных институтов, как правила и нормы, лежит в основе социального контроля - особого механизма поддержания общественного порядка. Помимо норм, социальный контроль включает и санкции. Виды социальных норм многообразны. Основными регуляторами общественной жизни выступают моральные и правовые нормы. Поведение, не согласующееся с социальными нормами, называется отклоняющимся. Наиболее опасное проявление негативного отклоняющегося поведения - преступление.
  4. Положение человека в обществе и обусловленное им поведение характеризуют с помощью понятий «социальный статус» и «социальная роль». Ведущую роль в процессе социализации личности, т. е. усвоения ею социальных норм, образцов поведения, духовных ценностей, играет семья, группа сверстников, школа, средства массовой информации.
  5. К основным формам социального взаимодействия относят сотрудничество и соперничество. Последнее может принимать форму конфликта. Исследователи различают ряд стадий в развитии конфликта, связанных с его возникновением, нарастанием (эскалацией), разрешением. Роль конфликтов в обществе и их последствия противоречивы.
  6. В социологической науке сложились различные трактовки понятия «нация» от акцентирования внимания на этнической составляющей до отождествления нации с государством. Межнациональные отношения в современном мире сложны и противоречивы. И сегодня сохраняется тенденция как к межнациональному сближению, интеграции, так и к размежеванию по национальному признаку. Межнациональные конфликты относят к наиболее острым в современном мире. Демократически государства стремятся проводить политику, направленную на справедливое разрешение межнациональных противоречий, на предотвращение любых попыток разжигания межнациональной розни.
  7. Молодежь - понятие не только возрастное, но и социальное. Овладение молодыми новыми социальными ролями в различных сферах - процесс непростой и довольно длительный. Различные общественные институты, прежде всего государство, семья, учреждения образования, призваны содействовать вступлению молодых во взрослую жизнь. Общность социальной позиции, особенности сознания, стиля жизни и поведения создают почву для складывания молодежных сообществ с четко выраженными собственными чертами, для развития молодежной культуры. Последняя неоднородна, среди многих ее направлений есть и антисоциальные. Большую роль в возникновении и распространении молодежной культуры играют средства массовой информации.
  8. В развитии современного российского общества сохраняется тенденция к росту социальной дифференциации. Наряду с социально-экономическим измерением она обретает сегодня и территориально-региональное. Возрастает социальная мобильность в нашем обществе. Разрешить наиболее острые противоречия в социальной сфере призвана социальная политика государства, основы которой заложены в действующей Конституции. Одной из главных задач этой политики остается борьба с бедностью.

Вопросы и задания к главе 1

  1. Раскройте связь понятий «социальная группа», «социальная стратификация», «социальное неравенство», «социальная структура общества». Попытайтесь представить эту связь графически.
  2. Соотнесите главные социальные институты со сферами общественной жизни. Определите основные функции каждого из институтов. Результаты оформите в виде таблицы.

  1. Немецкий философ Г. Гегель утверждал: «Нечто, позволительное с точки зрения права, может быть чем-то таким, что моралью осуждается». Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие этот вывод.

Рейтинг@Mail.ru