Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Проверьте себя

  1. Чем характеризуется социальная стратификация современного российского общества?
  2. Какие группы населения относятся к высшему классу?
  3. Как и почему менялось положение среднего класса в последнее десятилетие?
  4. Какие социальные группы образуют «зону бедности»?
  5. Покажите основные тенденции развития социальных отношений в нашем обществе.
  6. Раскройте понятие «социальное государство».
  7. Что включает в себя социальная политика государства?
  1. Назовите основные социальные права человека, закрепленные в Конституции.
  2. Из чего складывается система социального обеспечения?
  3. Каковы главные направления борьбы с бедностью?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Доходы бедных и богатых, по некоторым оценкам, в России расходятся в 14 раз (так же, как и в США; в Москве - почти в 50 раз). В Европе доходы богатых в 10 раз превосходят доходы бедных. Как вы оцениваете такой масштаб социального расслоения в нашей стране? Какими причинам и, на ваш взгляд, вызван столь существенный разрыв? Чем вы можете объяснить такую пропасть между богатыми и бедными в Москве?

2. Самая опасная форма бедности - застойная бедность. Эти люди уже не ощущают себя бедными. Таких людей в России, по оценкам социологов, 6-8 %. Вот какие характеристики дает исследователь такой категории людей. «Чем дольше человек в этом состоянии, тем слабее желание из него выйти. Трехлетнее пребывание в бедности уже меняет приоритеты: главным становится стремление экономить, которое оттесняет поиски заработка на второй план. Следующая точка - семь лет: человек уже окончательно погружается в заботы об экономии и на предложения работать почти не реагирует. Это - социальная деградация, вторая, наряду с социальной агрессией, серьезная опасность, которую несет с собой бедность.

Раскройте мысль автора о последствиях застойной бедности - социальной деградации и социальной агрессии.

3. Обдумайте различные варианты борьбы с бедностью. Какой бы путь (или пути) избрали вы, почему?

  1. Повысить зарплаты всем работающим.
  2. Помочь включиться в трудовую деятельность незанятым трудоспособным - официально зарегистрированным безработным (учеба на курсах переподготовк и, широкое информирование о вакансиях и т. п.).
  3. Оказывать социальную помощь всем малообеспеченным и нетрудоспособным (повысить пенсии, стипендии, различного рода социальные выплаты, предоставлять разнообразные льготы - бесплатный проезд на транспорте, небольшая квартплата и т. п.).
  4. Добиться значительного роста экономики страны, что позволит реально повысить благосостояние населения.

Поработайте с источником

Прочитай те отрывок из книги современного отечественного социолога Т. И. Заславской.

Что затрудняет изучение социальной структуры современного российского общества?

К первой группе причин можно отнести принципиальную новизну процессов перехода от государственного социализма к тому или иному типу капитализма, отсутствие опыта их изучения. Не меньшую трудность создает и то, что анализировать происходящие сдвиги ученым приходится не из «прекрасного далека», а изнутри самих меняющихся обществ, что не может не сказываться на точности оценок. Наконец, исследования практически ведутся «в реальном времени», без достаточного временного лага, требуемого для серьезного осмысления событий... Все эти обстоятельства плюс явная незаконченность самих трансформационных процессов существенно ограничивают возможность глубокого теоретического осмысления стоящих проблем... Вторая группа причин, тормозящих развитие российской общественной науки, связана с пережитым в последние годы глубоким идейно-методологическим кризисом... Ни классические, ни новые общественные теории не оказались способными объяснить, что представляли собой общества советского типа, во что - при тех или иных условиях - они могли трансформироваться и в каких направлениях движутся в настоящее время.

Правда, открывшиеся западные источники обогатили российскую общественную мысль многими ценными и перспективными идеями, но ответить на главные из стоящих перед ней вопросов они не смогли, так как описывали принципиально иные типы социальной реальности. Не случайно все большее число исследователей фиксируют, что за аналогичными процессами в России и на Западе, как правило, скрываются разные отношения и представления. Чтобы эффективно использовать западные теории в российских условиях, их надо критически переосмыслить... Сегодня большинство социологов вынуждены ограничиваться либо качественными методами сбора информации, либо проведением небольших «пилотажных» опросов. В результате научная картина трансформации российского общества носит дисперсный, мозаичный характер.

Заславская Т. И. Современное российское общество: социальный
механизм трансформации. - М., 2004. - С. 16 - 19.

Вопросы и задания к источнику

  1. Каковы, на взгляд автора, основные причины, затрудняющие изучение современного российского общества?
  2. Как автор расценивает значение и возможности привлечения западного опыта для исследования нашей действительности?
  3. Чем можно объяснить ограничение «фронта» исследовательских работ по практической социологии «небольшими "пилотажными" опросами»?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru