Обществознание
11 класс

Начало трудовой деятельности

В пору юности, как мы уже отмечали, для многих молодых людей ведущей деятельностью остается учеба. При этом проблемы выбора будущей профессии или непосредственного трудоустройства уже выходят на первый план. Сама учеба (даже в старших классах школы, не говоря о высшем учебном заведении) воспринимается не как самоценность, а как ступень к овладению профессией.

Начало трудовой деятельности после окончания школы, училища, института всегда было серьезным испытанием для молодого человека. Не легче обстоит дело и сегодня. Нынешняя социально-экономическая ситуация с точки зрения возможностей трудоустройства молодежи весьма противоречива.

Во-первых. 1990-е гг. были периодом спада отечественного производства. снижения уровня оплаты труда на многих государственных предприятиях. Это неизбежно вело к сокращению рабочих мест. Имеющиеся же вакансии далеко не всегда привлекают молодежь по причине низкой оплаты труда. Наибольшее количество отказов приходится на молодых людей в возрасте до 18 лет. не имеющих ни профессии. ни опыта работы. Иначе говоря, ориентация на высокий заработок далеко не всегда подкрепляется собственными возможностями.

Во-вторых, государство перестало быть единственным монопольным работодателем. Появились частно-индивидуальные, акционерные, кооперативные предприятия, где труд работников оплачивается, к ак правило, выше, чем в государственном секторе. Эти предприятия охотно принимают на работу молодежь, хотя в последние годы требования к профессиональной подготовке работника и наличию трудового стажа ужесточились.

В-третьих. осуществляемые в стране реформы привели к изменению характера трудовых отношений. Конституционно была закреплена свобода труда, гарантировано право распоряжаться своими способностями к труду. Это означало отказ от ранее действовавшего и законодательно закрепленного принципа всеобщей занятости. Было отменено централизованное распределение выпускников учебных заведений. Последствия такого шага оказались противоречивыми. С одной стороны, появилась возможность свободно выбирать подходящую работу и вид деятельности тем, кто впервые выходит на рынок труда. С другой стороны, в сложившихся условиях это неизбежно вело к росту безработицы среди молодежи.

Происходившая с начала 2000-х гг. стабилизация экономики улучшила положение молодых на рынке труда. Появилось немало тех, кто сразу после окончания учебного заведения получал высокооплачиваемую и престижную работу. По закону заключать трудовой договор можно с лицами, достигшими 16 лет. Российское законодательство предусматривает возможность устройства на работу и с 15 -летнего возраста. В отдельных случаях с согласия родителей договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда. При этом для работников, не достигших 18 лет, вводятся различные льготы на производстве: запрещается использовать их на тяжелых работах, опасных или вредных производствах, а также в тех видах деятельности, которые могут причинить вред нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных клубах, в производстве, перевозке, продаже спиртных напитков).

Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает также ежегодные медицинские осмотры несовершеннолетних, занятых в производстве, запрещает привлекать их к ночным и сверхурочным работам, устанавливает ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время. Расторжение трудового договора с работником в возрасте до 18 лет допускается только с согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних. Все эти меры с точки зрения охраны здоровья молодежи абсолютно правомерны.

В то же время в условиях сокращения занятости они препятствуют найму несовершеннолетних работников: руководители предприятий не хотят нести экономические убытки из-за предоставляемых льгот.

Рейтинг@Mail.ru