|
|
Учебник для 11 класса ОБЩЕСТВОЗНАНИЕПроверьте себя
Подумайте, обсудите, сделайте1. Какие важнейшие социальные потребности удовлетворяет институт семьи? 2. Социальные институты называют «фабриками воспроизводства общественных отношений». Какие ролевые отношения воспроизводят институты семьи и брака? Каким образом это воспроизводство происходит? 3. Опираясь на знания обществоведческого курса, курса права и социальный опыт, приведите примеры социальных норм, регулирующих семейные отношения, которые закреплены законодательно, и норм, которые поддерживаются традициям и, обычаями, общественным мнением. 4. Считаете ли вы актуальной проблему подготовки молодежи к браку? Является ли серьезное отношение к обязанностям будущих супругов непременным условием благополучной семьи? 5. Существует мнение: «Брак - это не контракт между двумя людьми, брак - это контракт между супружеской парой и обществом». Выскажите свое отношение к этому суждению. Поработайте с источникомПрочитайте фрагмент статьи современного российского социолога.
Подростки готовы заимствовать из родительской системы
ценностей модель родственных связей (готовы принять
70% подростков, не готовы - 7 %). Достаточно высок так же
рейтинг такой семейной ценности, как профессиональные
интересы, отношение к работе (готовы следовать такой
родительской модели поведения в среднем 62 %, отвергают
ее 14 % подростков). Следующая семейная ценность, принимаемая
детьми в качестве образца поведения, - внесемейное
общение, и прежде всего отношения с друзьями
(принимают 51 % подростков, отвергают - 14 %). Несколько
меньше половины подростков ( 46 %) одобряют систему
воспитания, принятую в родительской семье. <... > Не
пользуются поддержкой детей эмоциональные взаимоотношения
между родителями: положительно оценивают их
лишь 17 % подростков при 33% негативных оценок. Наконец,
совсем не одобряют подростки формы проведения родителями
своего свободного времени. <... >
В условиях меняющегося общества традиционные ценности семьи зачастую становятся тормозом при усвоении новых жизненных реалий. В такой ситуации процесс трансформации семейных ценностей, их приспособление к новым условиям жизни часто происходят при активном участии младшего поколения в семье. Такой социальный феномен имеет место сегодня в российском обществе: наблюдается нетипичная ситуация признания родителями высокой компетентности детей в ряде вопросов, связанных с реальными ценностями нового социума. Таким образом, в переходном российском обществе следует говорить не столько о традиционной передаче семейных ценностей от родителей детям, сколько о разнонаправленном их участии в этом процессе. На межпоколенном уровне наряду с усвоением детьми базовых ценностей происходит трансформация ценностной системы родителей. Дементьева И. Ф. Трансформация ценностных ориентаций
Вопросы и задания к источнику
|
|
|