Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Регулирование межэтнических отношений

Возникает вопрос: можно ли исключить появление конфликтов с этнической составляющей? Пока положительный ответ невозможен из-за того, что многие этнические группы живут в предконфликтных условиях, испытывают значительные социальные трудности, ощущают (в том числе в повседневной жизни) пренебрежение к своей культуре, языку, традициям, обычаям. Все это вызывает массовые протестные настроения, нередко ведущие к социально опасному, разрушительному поведению (особенно в толпе).

Потребуется долгое время для того, чтобы большинство людей стало способно проявлять терпимость. Но уже сейчас возможно смягчение и предотвращение конфликтных ситуаций путем регулирования межэтнических отношений. Напомним: «регулировать» означает «упорядочивать, налаживать.

Гуманистический подход - главный ориентир в реализации морального, политического, правового регулирования межэтнических отношений. Основные черты этого подхода:

  • признание и уважение многообразия культур, приверженность идеям мира, согласия, неприятие насилия в отношениях между народами;
  • развитие и постоянное функционирование демократии, обеспечение реализации прав и свобод личности, этнических сообществ независимо от их национальной принадлежности;
  • нацеленность государственных органов, средств массовой информации, образования, спорта, всех форм литературы и искусства на формирование у граждан, особенно молодежи, культуры межэтнического общения.

Необходимо воспитание толерантности - готовности к сотрудничеству, компромиссу с людьми, их сообществам любой национальной принадлежности, стремление понимать их культурные ценности, образ жизн и, характер поведения.

Толерантность во многом определяет сознание и поведение личности, групп населения, представителей властных органов, способствует выработке личной ответственности за благоразумное решение этнических проблем. Но толерантность не безгранична. Не может быть терпимости к взглядам и поступкам, основывающимся на практике и идеологии расизма, шовинизма, фашизма, экстремизма.

Ученые выделяют несколько пересекающихся друг с другом путей урегулирования конфликтов. Первый путь - применение правовых механизмов, прежде всего изменение законодательства в полиэтнических государствах, ликвидация этнических привилегий. Второй путь - переговоры между конфликтующими сторонам и, как прямые (между делегациями сторон), так и через посредников (представителей международных организаций, общественных деятелей). К сожалению, нередко стороны (или одна из них) вместо политики переговоров, имеющих целью сотрудничество, ограничение доступа к оружию, делают ставку на бескомпромиссный диктат, на вооруженное насилие.

Это ведет к ужесточению конфликта, устрашению общества, массовым жертвам и разрушениям. Переговоры бывают трудными, длительными. Но в ряде случаев они способствуют если не преодолению конфликта, то его смягчению.

Третий путь - информационный. Он предполагает прежде всего обмен сведениями между сторонами о возможных мерах по преодолению конфликтных ситуаций. "Уместен общественный диалог ( в печати, на телевидении) представителей всех этнических груп п, имеющий целью совместную разработку предложений, отвечающих общим интересам.

Действенны, особенно если конфликты носят религиозный оттенок, совместные миротворческие выступления представителей разных конфессий. Деятель православного духовенства Александр Мень говорил: «Понимание, терпимость - плоды высшей культуры... Оставаясь христианами и мусульманами, не оскорбляя друг друга, подать руку - вот наш путь».

Психологическое влияние СМИ (особенно электронных), Интернета требует осторожного подхода к способам подачи информации. Информация, даже нейтральная, о фактах экстремизма может вызвать новую волну конфликта. Необходимо отказаться от иногда свойственной репортерам драматизации событий, ибо это может закрепиться в исторической памяти и через некоторое время возродить «дух конфликта». Нельзя допускать героизации террористов, экстремистов во избежание превращения их в героев, лидеров.

К информационному пути примыкает государственная поддержка политики многокультурности, что особенно существенно в связи с ростом миграции населения. Одна из причин конфликтов - жизненная неустроенность этносов, проявляющаяся в нищете, безработице, в низких заработках и пенсиях, плохом жилье, затрудненности получения образования. Непременным условием преодоления конфликтов является улучшение жизни гражданина, создание и закрепление у этносов психологического чувства удовлетворенности благоприятной стабильностью жизни. Это требует регулирования общественных процессов , включающего договоренности между противоборствующими сторонами о справедливом распределении ресурсов, увеличении рабочих мест, улучшении жилищных условий, равенстве в трудоустройстве, образовании, в доступе к властным структурам.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru