Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Проверьте себя

  1. Раскройте содержание понятия «социальный интерес».
  2. Назовите основные формы социальных взаимодействий.
  3. Перечислите признаки, характеризующие социальное сотрудничество.
  4. Дайте характеристику соперничеству как форме социального взаимодействия.
  5. Что является общей причиной социальных конфликтов?
  6. Каковы основные стадии социального конфликта?
  1. К каким последствиям приводят социальные конфликты?
  2. Назовите основные методы разрешения конфликта и проиллюстрируйте каждый из них соответствующим примером.

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В ходе мировой истории интересы редко проявлялись в неприкрытой форме. Обычно они облекались в те или иные идеологические и нравственно-этические одежды, с помощью которых частный интерес приобретал вид интереса общего или даже всеобщего. Решающую роль в этом процессе «генерализации» частного интереса играет идеология. Приведите несколько примеров из истории.

2. Подумайте, какие социальные интересы могут быть: а) у жителей микрорайона; б) у работников фабрики; в) у учащихся класса.

3. Работники предприятия, представленные инициативной группой, официально уведомили администрацию, что если она к определенному сроку не обеспечит погашение задолженности по заработной плате, то персонал прекратит работу, объявит забастовку. Является ли данная ситуация конфликтом? Ответ поясните.

4. К юбилею фирмы сотрудникам выписывали премии. Некто А. узнал, что получил меньше, чем другие. Он вступил в спор с начальником. Отметим, что в этом учреждении порядок поощрения сотрудников не был оформлен документально. Решения руководства нередко вызывали недовольство. Охарактеризуйте основные стадии развития этой конфликтной ситуации. В чем причина возникновения этого конфликта? При каких условиях его можно было бы избежать? Каким способом его можно разрешить?

5. Сотрудники конструкторского бюро выполняли работу по договору. Когда работа была оплачена, между сотрудниками возник спор о том, как распределить деньги. По мнению К., руководитель группы распределил деньги несправедливо. Но К. решил промолчать. Можно ли рассматривать этот конфликт как социальный? Свой ответ аргументируйте. Как называется такой способ поведения в конфликте? В чем недостатки этого способа? Назовите другие способы.

Поработайте с источником

Прочитайте фрагмент из работы англо-германского социолога Ральфа Дарендорфа (род. в 1929 г.).

Регулирование социальных конфликтов является решающим условием уменьшения насильственности почти всех видов конфликтов. Конфликты не исчезают посредством их разрешения; они не обязательно становятся сразу менее интенсивными, но в такой мере, в которой удается регулировать, они становятся контролируемыми, и их творческая сила ставится на службу постепенному развитию социальных структур...

Для этого нужно, чтобы конфликты вообще, а также данные отдельные противоречия признавались всеми участниками как неизбежные, и более того - как оправданные и целесообразные. Тому, кто не допускает конфликтов, рассматривает их как патологические отклонения от воображаемого нормального состояния, не удается совладать с ними. Покорного признания неизбежности конфликтов также недостаточно. Скорее, необходимо осознавать плодотворный творческий принцип конфликтов. Это означает, что любое вмешательство в конфликты должно ограничиваться регулированием их проявлений и что нужно отказаться от бесполезных попыток устранения их причин.

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта
// Социологические исследования. - 1994. - М 5. - С. 145 - 146.

Вопросы и задания к источнику

  1. Как автор оценивает возможность регулирования конфликтов?
  2. На основе текста параграфа и документа сформулируйте основные принципы компромиссного разрешения конфликта.
  3. Объясните смысл последней фразы текста и приведите примеры, подтверждающие ваше суждение.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru