Обществознание
11 класс

Проверьте себя

  1. Чем отличается ценность от нормы?
  2. Какова роль социальной нормы?
  3. Как соотносятся принципы морали и нормы морали? В чем основные особенности моральной нормы?
  4. Какую моральную проблему выражают формулой «Знаю, как надо, а поступаю, как хочу»?
  5. В чем состоит специфика правового регулирования социальных отношений?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Золотое правило морали гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Можно ли это правило считать моральной нормой? Или же это высшая моральная ценность?

2. На вопрос о том, что для вас является высшей ценностью, нередко дают короткий ответ: «Деньги». Есть, конечно, и другие ответы. А как вы ответите на этот вопрос? Свой ответ аргументируйте.

3. Суть правовой культуры правоведы выражают формулой «Знать - уважать - соблюдать». Раскройте ее содержание.

4. Как вы объясните правовой афоризм «Жизнь права - в правоотношениях»?

5. Правоведы утверждают, что правовая система без правовой культуры не действует. Объясните почему.

Поработайте с источником

Ознакомьтесь с фрагментом работы одного из основоположников русской и американской социологии Питирима Сорокина ( 1889-1968). В 1922 г. он был изгнан из России большевиками и большую часть жизни проработал профессором Гарвардского университета в США. Автор анализирует состояние этики (морали) и права западного общества 1940-х гг. По мнению современников автора, его оценки излишне категоричны и суровы. Тем более интересен он нам сегодня.

Рассмотрим теперь кризис нравственных идеалов и права...

Суть кризиса заключается в постепенной девальвации (обесценивании. — Ред.) этических и правовых норм. Девальвация зашла уже так далеко, что сколь бы странным это ни показалось, но этические и правовые ценности потеряли свой престиж. В них уже нет той былой святости, в которую первоначально они облекались. Все больше и больше на истинные нравственные ценности смотрят, как на всего лишь «рационализации», «выводы» или на «красивые речевые реакции», маскирующие эгоистические материальные интересы и стяжательские мотивы индивидов и групп.

Постепенно их начинают интерпретировать как дымовую завесу, скрывающую прозаические интересы, эгоистические желания и особенно страсть к материальным ценностям. Подобным образом юридические нормы все больше и больше рассматриваются как орудия в руках стоящей у власти элиты, эксплуатирующей другие, менее влиятельные группы населения. Иными словами, они есть своего рода уловка, к которой прибегает господствующий класс для того, чтобы держать в повиновении и контролировать подчиненные классы... С потерей престижа они постепенно утрачивают свою контролирующую и регулирующую силу - важный фактор человеческого поведения. Их «ты не должен») и «ты должен») как моральные императивы все меньше и меньше определяют поведение людей". Если ни религиозные, ни этические, ни юридические ценности не контролируют наше поведение, то тогда что же остается? Ничего, кроме грубой силы и обмана. Отсюда - современное «право сильного». И в этом - основная черта современного кризиса в этике и праве.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество.
— М" 1992. — с. 500.

    Вопросы и задания к источнику

  1. Как оценивает автор состояние моральных и правовых ценностей современного ему общества?
  2. Чем, по мнению автора, общество подменяет моральные и правовые нормы?
  3. Во что они превращаются в руках властной элиты?
  4. Какую роль должны играть в обществе моральные и правовые нормы? Найдите в тексте подтверждения мысли автора.
  5. Что происходит, когда моральные ценности теряют свое влияние в обществе?
  6. Можно ли оценки Сорокина применять к современному состоянию моральных и правовых ценностей в нашей стране (учитывая склонность автора к излишней категоричности суждений)? Свой ответ аргументируйте.

Рейтинг@Mail.ru