Обществознание
11 класс

Азиатский прорыв

В последние десятилетия немало сказано и написано о японском, китайском, корейском экономическом чуде, знаменовавшем прорыв некоторых стран и народов к высотам развития современных информационно-коммуникационных технологий. В самом деле, страны Восточной и Юго-Восточной Азии добились за это время колоссальных успехов. Беспрецедентно возросли торговые потоки и инвестиции.

Фактически экономическая значимость региона настолько увеличилась, что глобальный экономический баланс сделал заметный крен от североатлантических экономик в пользу Восточной Азии.

Наблюдается прогрессирующее сокращение периода, необходимого для удвоения национального дохода на душу населения. Великобритании на это понадобилось 58 лет (за период с 1780 г.), США - 47 лет (с 193 9 г.), Японии - 33 года (период с 1880-х гг.), Индонезии - 17, Южной Корее - 11, Китаю - 10 лет. Такой экономический рывок явился результатом не просто введения свободно-рыночных отношений, но также правильного выбора стратегии социального и экономического развития. Хотя многие восточноазиатские страны и переняли элементы западного общества, они вместе с тем сохранили свои важнейшие социальные и культурные традиции. Этим, как правило, и объясняется их конкурентоспособность на глобальном уровне.

Очевидно, что восточноазиатская модель во многих своих важнейших аспектах значительно отличается от американской. Учитывая целый ряд особенностей экономики Японии, многие авторы полагают возможным характеризовать сложившуюся в послевоенный период японскую экономическую систему как «некапиталистическую рыночную экономику».

Экономические реформы в Китае заставили говорить об этой стране как о серьезной экономической и политической силе. Это самая крупная в Азии страна, теснейшим. образом связанная со своими соседями на всех уровнях - от экономики до безопасности. Китай уже играет важную роль в формировании облика и контуров не только Азиатско- Тихоокеанского региона, но и мирового сообщества в целом, быстро превращаясь в один из главных полюсов мировой экономики. Он занимает первое место в мире по численности населения и третье место по объему валового национального продукта, обладая при этом третьим по мощности ядерным потенциалом. В последние 10- 15 лет укрепились его позиции в системе международных отношений. По данным американского исследовательского центра «Рэнд корпорейшн», к 2015 г. по объему ВНП Китай сравняется с США, а его военный потенциал составит почти половину американского, намного превосходя по этому показателю другие развитые страны.

В то же время необходимо учесть и то, что Китай одолевает множество трудноразрешимых проблем. В Китае проживает около 1 / 5 населения земного шара, но в то же время эта страна располагает лишь 7% пригодных к сельскохозяйственному производству земель. Только по официальным данным, от 15 до 35 % всего городского населения страны составляют избыточную рабочую силу. По существующим данным, количество безработных в стране в настоящее время превышает 250 млн человек. Поэтому неудивительно, что в стране весьма сильны тенденции к эмиграции, в том числе и нелегальной.

Необходимо признать, что, несмотря на свою экономическую жизнеспособность, Восточная Азия продолжает сильно зависеть от внешних рынков сбыта своей продукции и от обеспечения экономики энергетическими ресурсам и, которые находятся, как правило, за пределами самого региона. Это создает определенные проблемы для поддержания в течение длительного периода высоких темпов роста.

Наконец, сохраняется частичная зависимость региона от Северной Америки и Западной Европы в области технологических инноваций.

Важно учесть также наблюдающуюся в последнее время тенденцию к ускорению темпов развития экономики Индии, Индонезии и ряда других неконфуцианских стран.

Демократия на Востоке также отнюдь не повторяет во всем особенностей функционирования демократических институтов на Западе. В отличие от западной модели демократии с ее акцентом на защите индивида от давления общества и государства, японская модель опирается на идею самоограничения личности, на стремление контролировать ее порывы, встраивать их в систему общественных и государственных интересов. Основой специфических восточноазиатских демократических практик (в таких странах, как Япония, Южная Корея) становятся ценности традиционных культур. Базовые основания этих обществ и менталитет народов обеспечивают восприятие и воспроизводство ценностей рынка и отношений демократии.

Вопреки устоявшимся предубеждениям относительно их косности и невосприимчивости к веяниям извне, японцы неоднократно в своей истории проявляли большую гибкость и готовность принять иноземные элементы, если они рассматривались как полезные для страны в целом или для усиления позиций правящего класса. Достаточно органично оказались со временем интегрированы в структуру японского менталитета многие положения западной философии и мировоззрения. Таким образом, для Японии оказывается характерна особая форма культурного плюрализма, отнюдь не идентичная западному.

Как наглядно демонстрируют многочисленные исследования, подобные национально-культурные особенности присущи и другим странам и народам Востока. Основу китайской традиции, например, наряду с конфуцианством и даосизмом составляет заимствованный из Индии буддизм.

Одновременно люди в этих странах не мыслят себя и свои собственные интересы вне рамок некоего «целого», большой или малой референтной группы - семьи, клана, землячества. В культуре многих восточных народов наблюдается соединение нескольких начал, вступающих друг с другом в теснейшее взаимодействие и взаимообогащающий диалог.

Таким образом, отличие, специфичность, уникальность отнюдь не всегда и вовсе не обязательно означают отсталость от так называемых передовых цивилизаций и культур. Азию, в особенности страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где в последние десятилетия наиболее активно идут процессы политической и экономической модернизации, отнюдь не следует считать лишь получателем западных ценностей и стандартов, активно и достаточно удачно усваивающих достижения Запада. Скорее имеет место активный синтез местных и западных начал в экономике ( организация производства, трудовая этика и т. д.), политике, культуре.


Рейтинг@Mail.ru