Культура - социальный по своему происхождению
и характеру механизм регулирования общественной жизни.
В современном мире сохраняется культурное многообразие.
В сближени и, взаимодействии, взаимообогащении
проявляется диалог культур. Духовный мир каждой личности
уникален, вместе с тем он может быть понят лишь
в связи с духовной жизнью общества.
Влиятельным институтом общества является наука.
Она превратилась сегодня в непосредственную производительную
силу, выполняет познавательную, культурно-мировоззренческую,
социальную функции.
Возрастающее воздействие
науки на различные сферы жизни общества ведет
к усилению социальной ответственности ученых за результаты
научной деятельности.
Усиливается роль образования в обществе. Без него
невозможно формирование качественного человеческого
интеллектуального капитала - основного фактора прогресса
в современном обществе. В условиях постиндустриального
общества особое значение наряду с усвоением готовых
знаний приобретает овладение умениями искать
необходимую информацию в различных источниках, осмысливать
ее, опираясь на имеющиеся знания, собственный
социальный опыт.
Одним из наиболее долговременных, устойчивых,
массовых институтов общества является религия. Место и
роль религии в нынешних условиях общественного развития
определяются ее важными функциями: регулятивной,
воспитательно-мировоззренческой, компенсаторной, культурной,
интеграционной. Большинство верующих в современном
мире являются приверженцами одной из трех мировых
религий: христианства, ислама, буддизма.
С переходом от традиционного к индустриальному
обществу появились предпосылки зарождения массовой
культуры. Сегодня продукты массовой культуры, начиная
от серийно изготовленных вещей и заканчивая музыкальными,
литературными произведениями, модой и рекламой,
вошли в повседневную жизнь людей. Результатом и одновременно
средством продвижения массовой культуры выступают
средства массовой информации, роль которых
в обществе существенно возросла в последние десятилетия.
Отношение ко все более широкому распространению в обществе
массовой культуры неоднозначно.
Вопросы и задания к главе III
Составьте развернутый план выступления по теме
«Роль духовной культуры в жизни общества».
Сопоставьте общественные функции науки и образования,
выявите общее, укажите различия.
Составьте два небольших сообщения на одну и ту же
тему для: а) солидного еженедельника «Культурное наследие»;
б) бульварного издания «Богема». В основу положите
следующий факт: известная актриса М. серьезно заболела
и не сможет принять участие в премьерном спектакле.
Готовимся к экзамену
Героический эпос, обрядовые танцы и песни относятся к:
а) элитарной культуре;
б) экранной культуре;
в) массовой культуре;
г) народной культуре.
Форма культуры, в которой выражается способность
человека к эстетическому освоению мира, называется: