|
|
Учебник для 11 класса ОБЩЕСТВОЗНАНИЕПроверьте себя
Подумайте, обсудите. сделайте1. Выдающийся русский композитор П. И. Чайковский говорил: «Ни музыка, ни литература, ни какое бы то ни было искусство в настоящем смысле этого слова не существуют для простой забавы: они отвечают гораздо более глубоким потребностям человеческого общества, нежели обыкновенной жажде развлечения и легких удовольствий». Какие потребности имеет в виду композитор? Разделяете ли вы его позицию? 2. Марк Твен дал такое ироническое определение классической (высокой) литературе: «Классика - то, что каждый считает нужным прочесть и никто не читает». А каково ваше отношение к классике (литературной, музыкальной, изобразительной)? 3. Кого, на ваш взгляд, можно сегодня отнести к людям массы: 1) представителей среднего класса; 2) маргинальные и деклассированные слои общества; 3) всех, кроме элиты? Поясните свой ответ. 4. Английский писатель Олдос Хаксли ( 1894-1963) считал, что причинами успеха массовой культуры являются ее узнаваемость, доступность, а также постоянное подтверждение «высоких истин». Как вы понимаете последнюю причину? Что вы мог ли бы добавить в этот перечень? 5. Сравните две позиции современных культурологов по вопросу о влиянии тиражирования на художественную ценность произведения искусства: 1) «Тиражирование лишает искусство его ауры; оно становится повседневностью, неразличимым фоном жизни, а его восприятие - обыденным действием»; 2) «Знакомство с тиражированными творениями культуры не исключает глубокого проникновения в уникальную сущность оригинала». Какая из двух точек зрения представляется вам более убедительной? Почему? Приведите примеры произведений искусства, широко распространившихся благодаря массовому тиражированию. 6. О том, каким радиопередачам отдают предпочтение слушатели московского региона, говорят следующие полученные в одном из недавних социологических опросов данные: музыкальные передачи предпочитают почти 80 %, общественно- политические программы слушают постоянно 23 %, концерты по заявкам - 21 %, образовательные, научно- популярные программы - 17 %, спектакли и драматические передачи - 10 %, хит-парады - 9 %. Можно ли на основании этих данных сделать вывод, что население нашей страны (и даже ее столицы) отдает предпочтение продукции массовой культуры? Поясните свою точку зрения. 7. Какие из выходящих у нас периодических изданий вы отнесли бы к желтой прессе? Почему? Читаете ли вы такие газеты и журналы? Поработайте с источникомОзнакомьтесь с отрывком из работы Х. Ортеги·и-Гассета. Что ищет в искусстве человек массы? Что называет большинство людей эстетическим наслаждением? Что происходит в душе человека, когда произведение искусства, например театральная постановка, нравится ему? Ответ не вызывает сомнений: людям нравится драма, если она смогла увлечь их изображением человеческих судеб. Их сердца волнуют любовь, ненависть, беды и радости героев: зрители участвуют в событиях, как если бы они бы ли реальными, происходили в жизни. И зритель говорит, что пьеса «хорошая», когда ей удалось вызвать иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев. В лирике он будет искать любовь и печаль, которыми как бы дышат строки поэта. В живописи зрителя привлекут только полотна, изображающие мужчин и женщин, с которыми в известном смысле ему было бы интересно жить. Пейзаж покажется ему «милым» как место для прогулки. Это означает, что для большей части людей эстетическое наслаждение не отличается в принципе от тех переживаний, которые сопутствуют их повседневной жизни... Такие зрители смогут допустить чистые художественные формы, фантазию только в той мере, в какой эти формы не нарушают их привычного восприятия человеческих образов и судеб. Как только эти собственно эстетические элементы начинают преобладать и публика не узнает привычной для нее истории Хуана и Марии, она сбита с толку и не знает уже, как быть дальше с пьесой, книгой или картиной. И понятно: им неведомо иное отношение к предметам, нежели практическое, т. е. такое, которое вынуждает нас к переживанию и активному вмешательству в мир предметов. Скажем сразу, что радоваться или сострадать человеческим
судьбам, о которых повествует произведение искусства,
есть нечто отличное от подлинно художественного наслаждения...
Тот, кто в произведении искусства ищет переживаний за судьбу Хуана и Марии... не увидит художественного произведения как такового... Художественное творение является таковым лишь в той степени, в какой оно нереально. Только при одном условии мы можем насладиться Тициановым портретом Карла V, изображенного верхом на лошади: мы не должны смотреть на Карла V как на действительную, живую личность - вместо этого мы должны видеть только портрет, ирреальный образ, вымысел. Человек, изображенный на портрете, и сам портрет - вещи совершенно разные: или мы интересуемся одним, или другим. В первом случае мы «живем» вместе с Карлом V; во втором «созерцаем» художественное произведение как таковое. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991. Вопросы и задания к источнику
|
|
|