Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Проверьте себя

  1. Когда и почему закрепилось разделение на народную и элитарную культуру?
  2. Чем характеризуется народная культура?
  3. Какие художественные явления и жанры охватывает понятие «элитарная культура»? Кто выступает ее основным потребителем?
  4. Что включает в себя массовая культура?
  5. Назовите и раскройте основные черты массовой культуры.
  6. Как связаны массовое общество, человек массы и массовая культура? Могла ли возникнуть массовая культура в нынешнем ее понимании в традиционном обществе? Свой вывод аргументируйте.
  1. Покажите на конкретных примерах влияние технических достижений на развитие массовой культуры.
  2. Что было свойственно советской модели массовой культуры? Чем она отличалась от дореволюционной массовой культуры?
  3. Чем характеризуется современный этап развития массовой культуры в нашем обществе?
  4. Как связаны СМИ и массовая культура?
  5. Каковы основные тенденции развития СМИ в постиндустриальном обществе?
  6. Приведите основные аргументы критиков массовой культуры. Какие контраргументы в споре с ними можно использовать?

Подумайте, обсудите. сделайте

1. Выдающийся русский композитор П. И. Чайковский говорил: «Ни музыка, ни литература, ни какое бы то ни было искусство в настоящем смысле этого слова не существуют для простой забавы: они отвечают гораздо более глубоким потребностям человеческого общества, нежели обыкновенной жажде развлечения и легких удовольствий». Какие потребности имеет в виду композитор? Разделяете ли вы его позицию?

2. Марк Твен дал такое ироническое определение классической (высокой) литературе: «Классика - то, что каждый считает нужным прочесть и никто не читает». А каково ваше отношение к классике (литературной, музыкальной, изобразительной)?

3. Кого, на ваш взгляд, можно сегодня отнести к людям массы: 1) представителей среднего класса; 2) маргинальные и деклассированные слои общества; 3) всех, кроме элиты? Поясните свой ответ.

4. Английский писатель Олдос Хаксли ( 1894-1963) считал, что причинами успеха массовой культуры являются ее узнаваемость, доступность, а также постоянное подтверждение «высоких истин». Как вы понимаете последнюю причину? Что вы мог ли бы добавить в этот перечень?

5. Сравните две позиции современных культурологов по вопросу о влиянии тиражирования на художественную ценность произведения искусства: 1) «Тиражирование лишает искусство его ауры; оно становится повседневностью, неразличимым фоном жизни, а его восприятие - обыденным действием»; 2) «Знакомство с тиражированными творениями культуры не исключает глубокого проникновения в уникальную сущность оригинала».

Какая из двух точек зрения представляется вам более убедительной? Почему? Приведите примеры произведений искусства, широко распространившихся благодаря массовому тиражированию.

6. О том, каким радиопередачам отдают предпочтение слушатели московского региона, говорят следующие полученные в одном из недавних социологических опросов данные: музыкальные передачи предпочитают почти 80 %, общественно- политические программы слушают постоянно 23 %, концерты по заявкам - 21 %, образовательные, научно- популярные программы - 17 %, спектакли и драматические передачи - 10 %, хит-парады - 9 %.

Можно ли на основании этих данных сделать вывод, что население нашей страны (и даже ее столицы) отдает предпочтение продукции массовой культуры? Поясните свою точку зрения.

7. Какие из выходящих у нас периодических изданий вы отнесли бы к желтой прессе? Почему? Читаете ли вы такие газеты и журналы?

Поработайте с источником

Ознакомьтесь с отрывком из работы Х. Ортеги·и-Гассета.

Что ищет в искусстве человек массы? Что называет большинство людей эстетическим наслаждением? Что происходит в душе человека, когда произведение искусства, например театральная постановка, нравится ему? Ответ не вызывает сомнений: людям нравится драма, если она смогла увлечь их изображением человеческих судеб. Их сердца волнуют любовь, ненависть, беды и радости героев: зрители участвуют в событиях, как если бы они бы ли реальными, происходили в жизни. И зритель говорит, что пьеса «хорошая», когда ей удалось вызвать иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев. В лирике он будет искать любовь и печаль, которыми как бы дышат строки поэта. В живописи зрителя привлекут только полотна, изображающие мужчин и женщин, с которыми в известном смысле ему было бы интересно жить. Пейзаж покажется ему «милым» как место для прогулки.

Это означает, что для большей части людей эстетическое наслаждение не отличается в принципе от тех переживаний, которые сопутствуют их повседневной жизни... Такие зрители смогут допустить чистые художественные формы, фантазию только в той мере, в какой эти формы не нарушают их привычного восприятия человеческих образов и судеб. Как только эти собственно эстетические элементы начинают преобладать и публика не узнает привычной для нее истории Хуана и Марии, она сбита с толку и не знает уже, как быть дальше с пьесой, книгой или картиной. И понятно: им неведомо иное отношение к предметам, нежели практическое, т. е. такое, которое вынуждает нас к переживанию и активному вмешательству в мир предметов.

Скажем сразу, что радоваться или сострадать человеческим судьбам, о которых повествует произведение искусства, есть нечто отличное от подлинно художественного наслаждения...

Тот, кто в произведении искусства ищет переживаний за судьбу Хуана и Марии... не увидит художественного произведения как такового... Художественное творение является таковым лишь в той степени, в какой оно нереально. Только при одном условии мы можем насладиться Тициановым портретом Карла V, изображенного верхом на лошади: мы не должны смотреть на Карла V как на действительную, живую личность - вместо этого мы должны видеть только портрет, ирреальный образ, вымысел. Человек, изображенный на портрете, и сам портрет - вещи совершенно разные: или мы интересуемся одним, или другим. В первом случае мы «живем» вместе с Карлом V; во втором «созерцаем» художественное произведение как таковое.

Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991.

Вопросы и задания к источнику

  1. Что, по мысли автора, свойственно эстетическому восприятию произведения искусства широкой публикой?
  2. Чем характеризуется подлинное художественное наслаждение?
  3. Разделяете ли вы утверждение философа о том, что художественное творение является таковым лишь в той степени, в какой оно нереально? Поясните свою позицию.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru