Обществознание
11 класс

Экономика и культура

Практика доказывает тесную взаимосвязь и взаимозависимость культуры и экономики. Хозяйственная деятельность в первую очередь создает материальную основу и условия для развития основных областей культуры: науки, образования, искусства, кино и телевидения. В процессе производства, например, экспериментально проверяются и внедряются новые технологии и другие достижения научно-технического прогресса. Решение задач информатизации образования, развитие его новых форм (например, дистанционного обучения) невозможны без современной материально-технической основы (использование компьютеров, Интернета и др.). Развитие современного искусства и сохранение культурного наследия прошлого требуют не только финансовой, но и материально-технической поддержки. Культурный рост самого человека происходит через улучшение его материальной вооруженности.

Процессы глобализации (стирание границ и торговых барьеров между странами, международный перелив капитала), происходящие в мировой экономике, ведут к стиранию культурных различий, способствуют культурной интеграции и культурному обмену.

Культурное развитие человечества, в свою очередь, оказывает серьезное влияние на экономику. Культура определяет творческую направленность экономической деятельности общества и людей в процессе производства, распределения и потребления. Характер и результативность экономической деятельности зависят от уровня развития основных элементов экономической культуры (знания, интересы, потребности, ценности).

Экономические знания личности не только влияют на уровень развития производства, но и формируют у работников представления о закономерностях развития экономической жизни общества. От совершенства экономических отношений между людьми зависит и развитие производства, и социальное равновесие в обществе, его стабильность. В реформируемом российском обществе особое значение приобретает формирование нового типа хозяйственника - ответственного, самостоятельного, предприимчивого и рационального. При этом эффективность решения экономических задач во многом определяется развитием таких ценностных ориентаций личности, как экономическая свобода, конкуренция, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху.

Глубокое и разностороннее воздействие на экономику оказывает такая область культуры, как наука. После начала научно-технической революции (НТР) наука стала главной движущей силой экономического прогресса. Научный поиск непосредственно направлен на практические задачи промышленности. Стремительное развитие получили высокие технологии (хай-тек), ставшие одним из факторов конкурентной борьбы. Они обеспечивают огромное разнообразие товаров и услуг, способных удовлетворять растущие запросы рядовых потребителей, улучшать уровень и качество их жизни. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить те предметы бытовой техники и электроники, которые появились в вашей семье за последние пять-десять лет.

НТР привела к замене природных материалов искусственными. Это позволило экономить природное сырье и сделать производство более дешевым и эффективным. Развитие генетики, создавшей новые высокоурожайные культуры, помогло увеличить объем сельскохозяйственной продукции и приступить к решению продовольственной проблемы. Правда, создание генетически измененных продуктов обострило проблему качества продуктов питания, и ученые продолжают вести споры о последствиях их воздействия на организм человека. Усовершенствование техники сделало более комфортными и дешевыми средства связи и транспорта. В перспективе НТР приведет к тому, что главным в международном обмене будут не товары и услуги, а передовые технологии и научные кадры.

Телевидение и Интернет сегодня - это важнейшие средства экономической информации. (Ныне экономисты называют информацию пятым фактором производства.) Телевизионная реклама, например, оказывает стимулирующее воздействие на потребительский спрос. Необходимо отметить, что рекламная информация нередко бывает недостоверной и недобросовестной, предоставляя искаженную информацию о товарах и их свойствах. Потребителям важно критически оценивать рекламную информацию и различать ее негативную роль (реклама алкогольных напитков, сигарет).

Такая область культуры, как образование, серьезно влияет на качество трудовых ресурсов экономики. Уровень квалификации и профессионализм работника выступают важнейшими факторами производительности труда и эффективности общественного производства.

Экономика как подсистема общества не только обеспечивает саму возможность активной жизнедеятельности людей, но и, находясь в тесной взаимосвязи с другими сторонами жизни общества и оказывая на них серьезное разностороннее воздействие, успешно решает задачу повышения благосостояния всего общества.

    Основные понятия: экономика, экономическая сфера общества, экономические институты, экономические механизмы, уровень жизни.

    Термины: потребление, ВВП на душу населения, уровень бедности.

Рейтинг@Mail.ru