|
|
Учебник для 11 класса ОБЩЕСТВОЗНАНИЕМассовое общество и человек массыПоявление массовой культуры связано со становлением на рубеже XIX-XX вв. так называемого массового общества. Материальной основой произошедших в XIX в. существенных
перемен стал переход к машинному производству,
резко увеличившему и одновременно удешевившему производство
товаров. Но индустриальное машинное производство
предполагает стандартизацию, причем не только оборудования,
сырья, технической документации, но и умений,
навыков работников, распорядка рабочего дня, рабочей
одежды. Затронули процессы стандартизации и духовную
культуру.
Достаточно четко обозначились две сферы жизни работающего человека: собственно работа и досуг - социально значимое свободное время. В результате возник платежеспособный спрос на те товары и услуги, которые помогали провести досуг. Рынок на этот спрос ответил предложением типового культурного продукта: книг, брошюр, фильмов, граммофонных пластинок. Они были предназначены прежде всего для того, чтобы помочь людям интересно провести свободное время, отдохнуть от монотонного труда. Использование в производстве новых технологий, расширение участия масс в политике потребовали определенной образовательной подготовки. В индустриально развитых странах делаются важные шаги, направленные на развитие образования, прежде всего начального. Так, в 1870-е гг. в Великобритании было введено обязательное обучение детей в возрасте 5-12 лет, а в конце столетия отменена плата за обучение в начальной школе. В результате в ряде стран появилась обширная читательская аудитория, а вслед за этим зародился один из первых жанров массовой культуры - массовая литература. Непосредственные связи между людьми, ослабленные с переходом от традиционного общества к индустриальному, отчасти заменили появившиеся средства массовой коммуникации, способные быстро транслировать разного рода сообщения на большую аудиторию. Массовое общество, как отметили многие исследователи, породило его типичного представителя - человека массы, главного потребителя массовой культуры. Философы начала ХХ в. наделяли его преимущественно отрицательными характеристиками - «человек без лица», «человек как все». Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет одним из первых дал критический анализ этого нового социального феномена - массового человека. Именно с массовым человеком связывает философ кризис высокой европейской культуры, сложившейся системы общественной власти. Масса вытесняет элитарное меньшинство («людей с особыми качествами») с ведущих позиций в обществе, замещает его, начинает диктовать свои условия, свои взгляды, свои вкусы. Элитарное меньшинство - те, кто требует от себя многого и сам на себя взваливает тяготы и обязательства. Большинство же не требует ничего, для них жить - это плыть по течению, оставаясь такими, какие есть, не силясь превзойти себя. Основными чертами массового человека Ортега-и-Гассет считал безудержный рост жизненных запросов и врожденную неблагодарность ко всему, что эти запросы удовлетворяет. Посредственности с безудержной жаждой потребления, «варвары, которые хлынули из люка на подмостки сложной цивилизации, их породившей» - так нелестно характеризует большую часть своих современников философ. В середине ХХ в. массового человека во все большей степени стал и соотносить не с «восставшими» нарушителями устоев, а наоборот, со вполне благонамеренной частью общества - со средним классом. Понимая, что они не элита общества, люди среднего класса тем не менее довольны своим материальным и социальным положением. Их стандарты, нормы, правила, язык, предпочтения, вкусы принимаются обществом как нормальные, всеобщие. Для них потребление и досуг не менее важны, чем работа и карьера. В работах социологов появилось выражение «общество массового
среднего класса».
Есть сегодня в науке и еще одна точка зрения. Согласно ей массовое общество вообще сходит с исторической сцены, происходит так называемая демассификация. На смену единообразию и унификации приходит подчеркивание особенностей отдельного человека, персонализация личности, на смену массовому человеку индустриальной эпохи приходит индивидуалист постиндустриального общества. Итак, от «вырвавшегося на сцену варвара» до «добропорядочного простого гражданина» - таков разброс взглядов на массового человека.
|
|
|