Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Проверьте себя

  1. Что такое образование, чьим интересам оно должно отвечать?
  2. Какие качества образование формирует у человека?
  3. В чем состоит влияние образования на функционирование и развитие общества?
  4. Охарактеризуйте взаимосвязь образования и культуры.
  5. Каким образом образование способствует укреплению национальной безопасности России?
  6. В чем выражается сущность и значение принципов «научиться самостоятельно добывать знания», «научиться работать»?
  1. Охарактеризуйте основные тенденции развития образования в XXI в.
  2. В чем заключается сущность опережающего развития образования, почему это необходимо?
  3. Каковы главные задачи модернизации системы образования России? Как они выполняются?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Некоторые ученые полагают, что в образовании ключевыми понятиями являются «самоанализ», «самодисциплина» и «самоконтроль». Как вы понимаете сущность названных понятий, согласны ли вы с тем, что именно они являются ключевыми? Свое мнение аргументируйте.

2. В современных дискуссиях об образовании иногда используются такие словосочетания: знание-понимание, знание-сочувствие, знание-размышление. Какое содержание, на ваш взгляд, вкладывается в них, есть ли достаточные основания для выделения этих характеристик знания?

3. Один из современных философов утверждает, что при определении содержания образования нужно исходить из «закона технико-гуманитарного равновесия». Как вы понимаете этот закон, как он может учитываться в общем образовании и при профессиональной подготовке в колледжах, вузах?

4. В России государственные органы призывают работодателей участвовать в формировании и реализации образовательной политики. В чем, на ваш взгляд, может выражаться это участие и кому оно выгодно? Свое мнение аргументируйте и конкретизируйте.

5. Ныне выпускники средних школ многих регионов РФ сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). В чем, на ваш взгляд, состоят положительные стороны и недостатки этой формы аттестации знаний? Целесообразно ли считать ЕГЭ единственной формой школьных выпускных и вузовских вступительных экзаменов?

6. В России из года в год растет количество студентов вузов. Однако многие выпускники долгое время не могут найти работу по специальности. Вместе с тем остаются вакантными рабочие места, требующие лишь среднего профобразования. В чем, по вашему мнению, причина этих явлений и какие меры общество и государство должны принять для упорядочивания подготовки специалистов различных образовательных уровней?

7. В последние годы большое развитие получило платное обучение. Чем это объясняется? Каковы социальные последствия введения платного обучения? Каково, на ваш взгляд, должно быть соотношение между платным и бесплатным обучением в вузах?

8. Опираясь на свой опыт, сформулируйте, что надо изменить в школе для того, чтобы она обеспечивала высокое качество знаний и учитывала интересы учащихся.

Поработайте с источником

Прочитай те отрывок из сочинений выдающегося русского педагога П. Ф. Каптерева.

Об истинно образованном человеке:

  1. Это такой человек, который владеет не только разносторонним знанием, но и умением им распоряжаться, который не только знающ, но и сообразителен, у которого есть царь в голове, единство в мыслях; который умеет не только думать, действовать, но и работать физически, и наслаждаться красотой природы и искусства.
  2. Это такой человек, который чувствует себя живым и деятельным членом современного культурного общества, понимает тесную связь своей личности с человечеством, со своим родным народом, со всеми прежними работниками на поприще культуры, который по мере сил двигает человеческую культуру вперед.
  3. Это такой человек, который чувствует раскрытыми в себе все свои способности и свойства и не страдает от внутренней дисгармонии своих стремлений.
  4. Это человек физически развитый, с здоровыми органами тела, с живым интересом к физическим упражнениям, чувствительный и к радостям тела.

Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. - М., 1982. - с. 435.

Вопросы и задания к источнику

  1. Почему овладение разносторонними знаниями необходимо и вместе с тем недостаточно для образованного человека?
  2. Что значит «уметь распоряжаться своими знаниями»?
  3. Что значит быть «живым и деятельным членом современного культурного общества», по мере сил двигать вперед человеческую культуру?
  4. Почему необходимо развивать все свои способности?
  5. Раскройте связь здоровья, физического развития с образованностью человека.?

Об этом спорят

Существуют две точки зрения на роль образования. Первая: образование трактуется исключительно как средство подготовки к будущему. Вторая: образование должно не только работать на будущее, но и обеспечивать обучающимся возможность решать значимые для них проблемы здесь и сейчас. Какую точку зрения вы разделяете и почему? Ваше мнение аргументируйте.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru