Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Проверьте себя

  1. Что такое духовная жизнь общества?
  2. В чем состоит сущность внутреннего (духовного) мира человека?
  3. Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности, что в них общего?
  4. В чем заключается сущность мировоззрения, что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение» и в чем их различие?
  5. Какие типы мировоззрения выделяет наука, чем характеризуется каждый из них?
  6. В чем состоит роль мировоззрения в деятельности человека? Как воля способствует практической реализации мировоззренческих взглядов?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В чем, на ваш взгляд, состоит взаимодействие между духовной жизнью общества и внутренним миром индивида? 2. Привлекая знания по предметам гуманитарного и естественно- научного цикла, опираясь на личный опыт, охарактеризуйте сущность патриотизма, его роль в жизни и деятельности людей, в отношениях между народами. 3. Охарактеризуйте теоретические и практические связи гражданственности с правовым государством и граждан ским обществом.

Поработайте с источником

Прочитайте фрагмент из труда немецко-французского мыслителя Альберта Швейцера (1875-1965).

... Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования.

Каким требованиям должно отвечать мировоззрение, чтобы быть культуротворческим мировоззрением? Первое и наиболее общее требование сводится к тому, что мировоззрение должно быть мыслящим.

Только то, что рождено мышлением и обращено к мышлению, может стать духовной силой для всего человечества. Только то, что преломляется в мышлении множества людей и при этом воспринимается как истина, обладает естественно передаваемой и неиссякаемой силой убеждения.

Только при условии постоянного апеллирования к мыслящему мировоззрению могут пробудиться все духовные способности человека...

Каким, однако, должно быть мыслящее мировоззрение, чтобы идеи культуры и зиждущиеся на них убеждения могли найти в нем свое обоснование?

Оптимистическим и этичным.

Оптимистично то мировоззрение, которое бытие ставит выше небытия и тем самым утверждает мир и жизнь как нечто ценное само по себе. Такое отношение к миру и жизни порождает стремление относиться к бытию с максимальной бережностью, на какую мы только способны. Упомянутое стремление, в свою очередь, стимулирует деятельность, направленную на улучшение условий жизни индивида, общества, народов и человечества, - такую деятельность, результатом которой являются внешние достижения культуры, господство духа над силами природы и более высокая социальная организация общества.

Этика - область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности. Сама по себе она не зависит от того, пессимистично ли мировоззрение. Но в зависимости от этого сужается или расширяется сфера ее влияния...

По мере переориентации этики на миро- и жизнеутверждающее мировоззрение сфера ее влияния расширяется. Ее целью теперь становится не только внутреннее совершенствование индивида, но и воздействие последнего на других людей и весь мир...

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992. - с. 75-76.

Вопросы и задания к источнику

  1. Как вы понимаете выражение «высшее чувство ориентирования»?
  2. Автор называет жизнь общества, человека без мировоззрения «патологическим нарушением высшего чувства ориентирования». Как вы понимаете эти слова?
  3. Что такое мыслящее мировоззрение, почему именно оно может стать духовной силой для всего человечества?
  4. Что такое оптимистическое мировоззрение?
  5. В чем состоит роль этики в формировании и действенности мировоззрения?
  6. Разделяете ли вы мнение о том, что мировоззрение должно быть оптимистическим и нравственно направленным?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru