Обществознание
11 класс

Экономика как подсистема общества

Экономическая жизнь общества представляет собой прежде всего производство, распределение, обмен и по-требление товаров и услуг. Это могут быть как материальные блага (одежда, жилище, продукты питания, транспорт), так и духовные ценности (предметы искусства, достижения науки и т. д.).

В процессе производства происходит преобразование природных материалов, придание им свойств, благодаря которым они могут удовлетворять потребности людей. Отношения распределения и само потребление людьми товаров и услуг существенно влияют на производство. Они могут либо стимулировать, либо сдерживать его развитие. Например, принцип распределения по количеству и качеству труда, используемый во всех развитых странах, существенно стимулирует труд наемных работников, порождает материальную заинтересованность в повышении производительности труда, в творческом влиянии на производственный процесс. Напротив, уравнительный принцип распределения не порождает таких мотивов. (Приведите известные вам исторические факты, подтверждающие этот вывод.)

Основополагающим стимулом развития производства является потребление как процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей людей, общества. Потребление влияет на рост масштабов производства, развитие его отраслей.

Важным проявлением экономической жизни общества являются отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами. На что обменивает фермер продукты земледелия или животноводства, чтобы продолжать производство и удовлетворять свои личные потребности? А какими услугами пользуется, например, врач в обмен на предоставление своих профессиональных услуг?

Развитие общества и развитие его экономической жизни тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и его часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, политической, духовной), в свою очередь оказывает существенное влияние на различные явления общественной жизни и общество в целом. Этот вывод подтверждают следующие положения:

  • существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ;
  • общественное производство и прежде всего сложившиеся разделение труда и отношения собственности определяют появление и развитие его социальной структуры;
  • экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества (экономически господствующие социальные группы, как правило, стремятся влиять на работу госаппарата, направления деятельности политических партий и др.);
  • в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества (здания и имущество библиотек, театров, оборудования для издания книг, газет и т. п.).

Значительная роль в регулировании взаимодействий между людьми и организациями в экономике принадлежит экономическим институтам. Экономические институты - нормы и правила, по которым взаимодействуют и осуществляют экономическую деятельность ее участники.

Формальные правила действуют в виде кодексов, законов и других писаных норм экономического поведения. Таковы, например, законы, определяющие рамки предпринимательской деятельности или постановления по конкретным видам экономической деятельности, экономические правила и нормы, устанавливающие права собственности. Неформальные правила выступают в виде традиций, обычаев, привычек и стереотипов поведения субъектов экономики. Это, например, разработка кодекса чести предпринимателя или использование бартера в переходной рыночной экономике при нехватке денег для поддержания процессов обмена.

Экономические институты, как своеобразные «правила игры» в виде писаных и неписаных законов и правил экономической деятельности, позволяют сделать более определенными и предсказуемыми экономические процессы за счет ограничения свободы и произвола в действиях хозяйствующих субъектов.

Понятие «экономические институты» нередко используется учеными и для обозначения системы основополагающих экономических категорий (например, рынок, собственность, конкуренция, налоги, государственное регулирование, бюджет и др.), а также непосредственных участников экономических отношений (предприниматели, фирмы, организации). Например, под финансово-кредитными институтами подразумевают банки, финансовые компании, пенсионные фонды, страховые компании. В процессе проведения экономических реформ происходит преобразование различных экономических институтов (ликвидация одних и возникновение других). Вспомните, какие экономические институты были преобразованы при переходе России от централизованной экономики к рыночной.

Каковы основные тенденции развития экономической сферы жизни общества на рубеже двух веков? В этой сфере произошли значительные и позитивные изменения. Экономические перемены стали прежде всего следствием научно-технической революции. Компьютеризация, информатизация стали реальностью общественного производства. Не только появились совершенно новые технологии, но и значительно возросла скорость их внедрения. Так, телефонизация 50% американских домашних хозяйств произошла спустя 60 лет с момента изобретения телефона. А для аналогичного уровня распространенности Интернета в США потребовалось всего 5 лет. Практически за такой же период пользователями сотовой связи стали две трети населения России.

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. родилось то, что сегодня называется экономикой на знаниях или новой экономикой. Ее отличительной чертой является ускоренное развитие нематериальной сферы и нематериальной среды хозяйственной деятельности. Производство, распределение и использование знаний составляют основу новой экономики. По существу, в ХХ в. лидерство в общественном производстве перешло к духовному производству, именно человеческий интеллект (его возможности) превратился в фактор, определяющий масштабы и облик современного производства.

На базе всех этих перемен резко возросло материальное и духовное богатство человечества. Во многих регионах мира сложились общества, обеспечивающие высокие стандарты потребления, комфорта и услуг (государства благосостояния). Здесь важно отметить, что перемены в общественном производстве требуют развития творческих, индивидуальных качеств и способностей основного участника производства - человека.

Рейтинг@Mail.ru