Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Проверьте себя

  1. Чем понятие «политическое сознание» отличается от понятия «политические знания»?
  2. Чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический? Какова связь между ними?
  3. Что такое идеология? Какую роль она играет в политической жизни?
  4. Каковы основные идеи и ценности каждой из идеологий, оказавших влияние на события ХХ в.?
  5. Что изучает политическая психология?
  1. Что называется политическим поведением?
  2. Каковы мотивы политического поведения?
  3. Как различаются формы политического поведения? Приведите примеры.
  4. В каких случаях имеет место протестное поведение?
  5. Каковы возможности регулирования политического поведения?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Вспомните, какие политические партии возникли в России в начале прошлого века. Какая идеология лежит в основе политической программы каждой из них? При выполнении задания используйте учебник истории.

2. Русский социолог Питирим Сорокин писал, что при голоде идеология человека деформируется в направлении усиления суждений, теорий, убеждений, при данных условиях «одобряющих» применение мер, способных дать пищу, и в сторону ослабления рефлексов, препятствующих утолению голода. Как вы понимаете эту мысль?

3. Сравните политическую идеологию и политологию. Что общего между ними? Каковы различия?

4. К каким идеологическим направлениям вы отнесли бы следующие высказывания?

«Величайшей ценностью, завоеванной государством, является ценность неотчуждаемых прав личности, священных прав свободы совести, слова, собраний, союзов, передвижения: неприкосновенность личности вообще. Этим самым индивидуальная личность противопоставлена большинству, государственной власти и пользе как равноправный и равносильный субъект...» (В. П. Вышеславцев).

«Отрицание исторической преемственности есть отрицание и разрушение исторической реальности, нежелание знать живой исторический организм... Никакое творческое движение, никакое образование новых качеств не могут разрушать и сметать уже кристаллизовавшиеся исторические ценности и качества» ( Н. А. Бердяев).

Свою точку зрения аргументируйте.

5. Назовите идеологические течения, известные вам из курса истории. Охарактеризуйте одну из этих идеологий, выявите в ней общие черты, присущие всем идеологиям, которые рассмотрены в данном параграфе.

6. Какие из приведенных ниже проявлений можно рассматривать как политическое поведение?

Петр: постоянно интересуется политическими событиями и в разговорах о них обнаруживает умение их толково объяснять.

Ирина: ходит на собрания молодежной организации одной из партий.

Михаил: увлекается спортом. Неоднократно говорил, что политика - «грязное дело», при этом резко высказывается о политиках. Оксана: никогда не участвует в дискуссиях о политике, говорит, что это ее не интересует.

Как вы можете объяснить каждый из представленных вариантов? Каково ваше отношение к ним?

7. За последние годы массовые демонстрации и митинги в странах Европы нередко сопровождались столкновениями с полицией; после этих беспорядков остались разбитые витрины магазинов, перевернутые и сожженные автомашины, груды мусора. Как оценить политическое поведение участников этих выступлений?

8. Сопоставьте с приведенным в тексте параграфа вы сказыванием Г. Лебона следующую характеристику толпы, данную Л. Н. Толстым: «Что бы ни говорили защитники народного смысла, толпа есть соединение хотя бы и хороших людей, но соприкасающихся только животными, гнусными сторонам и, и выражающая только слабости и жестокость человеческой природы». Что общего в рассмотренных характеристиках толпы? Чем они отличаются?

9. Проведенное в 2005 г. социологическое исследование интереса молодежи к политическим событиям выявило, что «Очень интересуются» такими событиями 16,7 %, «как правило, интересуются» - 51 %, 18,3 % ответил и, что, «как правило, не интересуются», а 10,3 % - «совершенно не интересуются». Затруднились ответить 3,7 %. (Ламанов И. А., Шутилин В. А. Технология привлечения молодежи к участию в массовых политических акциях. - М., 2005. - с. 15-17.)

Дайте оценку полученным результатам исследования. Выскажите предположение, какими могли бы стать результаты такого же исследования, если бы оно проводилось в год окончания вами школы. Аргументируйте свой ответ.

Поработайте с источником

Ознакомьтесь с рассуждениям и современного российского философа и политолога об идеологии.

Для более точного определения специфики и места идеологии в политическом сознании необходимо видеть ее отличие от другой формы теоретического обобщения в политике - политической науки. Общим для них служит то, что и идеология, и политическая наука являются систематизированными формами знания, в обеих большую роль играет способность их носителей к самооценке, рефлексии. Но в политической науке преобладает функция отражения, она основывается прежде всего на фактах; в идеологии преобладает функция ориентации, превалирует ценностный аспект, она выражает прежде всего интересы.

В любом политическом документе содержатся принципы и термины идеологического порядка, которые не поддаются эмпирической проверке и логическому обоснованию, как этого требует обращение с элементами научного знания: «общее благосостояние», «права человека», «совместный идеал свободы, равенства и братства», «социальное государство», «равенство возможностей».

В мировой политологии существуют... весьма критичные суждения об идеологии, вызываемые отсутствием в ней четкой границы между верифицируемым (подтверждаемым опытным путем. - Ред.) и неверифицируемым знанием, между знанием и отношением, истинами и ценностями, замутненностью идеологического сознания присутствием человеческих интересов и предпочтений. Многими современными политологами идеология рассматривается как чисто ценностная форма сознания...

Демидов А. И. Учение о политике: философские основания. - М., 2001. - С. 205.

Вопросы и задания к источнику

  1. Что общего в политической науке и идеологии?
  2. В чем состоит отличие идеологии от политической науки?
  3. Какие компоненты содержит в себе идеология?
  4. Чем отличается знание от отношения?
  5. Каково соотношение в идеологии истин и ценностей?
  6. На примере любой современной идеологии покажите наличие в ней перечисленных компонентов.
  7. Что делает идеологию необходимым элементом политической жизни?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru