Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Проверьте себя

  1. Что входит в понятие «средства массовой информации»?
  2. Чем массовая информация отличается от обмена информацией в межличностном общении?
  3. Каковы политические функции СМИ?
  4. В чем состоят особенности различных видов массовой политической информации?
  5. Какие возможности дают СМИ для воздействия на избирателя?
  1. Как действует механизм политического манипулирования, каковы его последствия?
  2. При каких условиях избиратель может противостоять политическим манипуляциям с использованием СМИ?

Подумайте. обсудите. сделайте

1. Подумайте о следующих фактах, имевших место в начале ХХ в. На затерявшемся в океане острове жили две общины колонистов - немцев и англичан, предки которых давно поселились здесь. Они мирно общались между собой, сотрудничали, причин для ссоры не было. Сношения с внешним миром осуществляли корабли, изредка заходившие сюда. В августе 1914 г. началась мировая война, но на острове об этом ничего не знали, поскольку радиосвязи тогда не было. Жизнь протекала в привычном порядке. Лишь в 1915 г. пришел корабль, экипаж которого принес весть о том, что Великобритания и Германия столкнулись в кровавой битве. Обстановка на острове сразу обострилась, отношения между общинами стали враждебными. Какие выводы о значении политической информации можно сделать из этой истории?

2. Оцените следующие факты. В середине ХХ в., для того чтобы переслать 30 страниц текста на расстояние 5 тыс. км, потребовалось бы примерно десять дней и стоило бы около 30 долларов. В 1980 г. ту же задачу можно бы ло выполнить по факсу за один час. Это стоило бы примерно 50 долларов. В начале XXI в., используя лучшие сети передачи данных, тот же объем информации можно перебросить за 3 секунды, затратив 3 цента. Стоимость операции упала в тысячу раз, а скорость возросла в 300 тысяч раз. Сделайте выводы из этих фактов.

3. Американский журналист Ч. Дейна как-то сказал: «Если собака кусает человека, это не новость; новость - если человек кусает собаку». Отражает ли данное высказывание сущность СМИ? Какое положение учебного текста перекликается с этими словами?

4. Проследите, как освещается какое-либо значительное событие, происходящее одновременно с изучением данной темы, в одной из центральных газет, в одной из информационных программ радио и в одной из информационных программ телевидения. Сопоставьте с характеристикой особенностей каждого вида СМИ. Сделайте выводы.

5. Проведите небольшое социологическое исследование: анкетный опрос ваших одноклассников на тему «Мой главный источник политической информации». Результаты исследования обсудите в классе.

6. Составьте для молодого человека, проявляющего интерес к массовой информации, памятку под названием «Как ориентироваться в материалах СМИ» (вариант названия: «Лоцман в море политической информации»). Обсудите ее в классе.

Поработайте с источником

Прочитайте фрагмент из работы современного политолога. Процесс формирования демократического общественного мнения включает два элемента: во-первых, доступ к информации, во-вторых, способность ее анализировать и принимать решение. Очевидно, что Интернет обеспечивает неслыханный прежде доступ к информации и расширяет возможности коммуникации. Возникает идея виртуального общества, которое, благодаря Интернету, способно преодолеть иерархизм реальной власти. Электронная коммуникация осуществляет полное равенство ее участников и участниц.

Наибольшие перспективы имеет процесс использования интернет-технологий для дальнейшего расширения возможностей существующей системы представительной демократии и развития процессов так называемой «электронной демократизации». Ее основной смысл заключается в использовании интернет-технологий для следующих целей:

  • расширения доступа избирателей и СМИ к законотворческой деятельности;
  • снижения издержек по формированию ассоциаций и объединений избирателей;
  • повышения эффективности обратных связей между избирателями и их представителями в законодательных органах власти.

Развитие компьютерной сети изменило во многом характер политических коммуникаций, позволив устанавливать одновременный контакт между миллионами людей.

Вершинин С. Политическая коммуникация
в информационном обществе. - СПб., 2001. - С. 87.

Вопросы и задания к источнику

  1. В чем состоит смысл «электронной демократизации»?
  2. Каким образом может быть расширен доступ избирателей к законотворческой деятельности?
  3. Как Интернет может способствовать снижению издержек по формированию ассоциаций и объединений избирателей?
  4. В чем состоит перспектива осуществления через Интернет обратных связей между избирателями и их представителями в законодательных органах власти?
  5. В чем заключается преимущество интернет -технологий перед возможностями традиционных СМИ?
  6. На основе документа и текста параграфа сделайте вывод о новых возможностях, которые открывает Интернет для развития демократии.

Об этом спорят

Споры, как отмечает автор приведенного выше фрагмента, вызывает вопрос о характере влияния Интернета на демократические институты и процессы. Этот общий вопрос включает в себя ряд более конкретных. Что происходит с прежними политическими институтами, когда и как рождаются новые институциональные структуры? Как изменить общественное устройство, чтобы максимально использовать преимущества новых возможностей в информационных взаимодействиях, но при этом сохранить устойчивость общественных институтов? Каковы механизмы трансформации взаимоотношений гражданского общества и государства, демократии и публичной сферы, прямой и представительной демократии в информационном обществе? В чем заключается влияние Интернета как средства массовой политической коммуникации на электоральное поведение граждан? Какой тип демократии формируется в информационном обществе? Выберите вопросы, представляющие для вас наибольший интерес, и предложите обсудить их в классе.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru