Учебник для 11 класса

Обществознание

       

Характер информации, распространяемой СМИ

Информация, передаваемая по каналам СМИ, характеризуется большим разнообразием. Ее содержание отражает все аспекты политики: экономический и социальный, военный и научно-технический, национальный и молодежный. Сообщения СМИ могут представлять информацию местную (региона, города), общегосударственную (федерал ьного уровня), международную. Людей, проживающих в районах, удаленных от центра, нередко больше интересуют местные новости, чем сведения о политической жизни в столице.

Политическая информация охватывает не только текущие события, но и прошлое. Так, на федеральных каналах российского телевидения расширилось место исторической документалистики, затронувшей многие факты политической истории и образы политических деятелей нашей страны и зарубежья. Освещая прошлое и настоящее, СМИ дают также информацию о прогнозах развития актуальных процессов в будущем, привлекая для этого политиков и ученых- политологов.

Исследователи массовой информации выявили общие принципы, которыми руководствуются СМИ при выборе тем своих публикаций и передач. Во-первых, это приоритетность, первенствующее значение, привлекательность темы для граждан. Темы, волнующие людей (терроризм, криминал, катастрофы), - в числе наиболее освещаемых в СМИ. Во-вторых, сенсационные сведения, факты, выходящие за рамки повседневности: экстремальные происшествия, часто негативного характера. В-третьих, сообщения о каких-либо новых, ранее неизвестных явлениях, организациях, решениях, заявлениях. В-четвертых, данные об успехах политиков и партий на выборах, о высоких или очень низких позициях в рейтингах, отражающих степень их популярности. В-пятых, информация, исходящая от лиц, имеющих высокий общественный статус: глав государств и правительств, лиц, занимающих высшие посты в военной, церковной или иных структурах.

Наиболее распространенные СМИ - радио, телевидение, пресса. Между ними существует своеобразное разделение труда. При сообщении о политическом событии радио в основном позволяет узнать, что случилось. Телевидение показывает, как случилось. А на вопрос, почему случилось, наиболее полный ответ дает пресса.

Возможность ( «приходить в каждый дом», наличие на телевидении видеоряда (картинки), который создает эффект присутствия, а также сочетание зрительных и слуховых образов, легкость восприятия информации делают электронные СМИ наиболее эффективным средством воздействия на политическое сознание и поведение людей.

Вместе с тем в политической информации на телевидении наиболее заметно проявляются слабые стороны СМИ. Мир представляется в непрерывно обновляющемся потоке информационных сообщений, как правило, не связанных друг с другом смысловой связью. Возникает как бы калейдоскоп, в котором представлены разрозненные фрагменты действительности. В большинстве случаев причинно-следственные и иные связи между ними не просматриваются.

Человек, воспринимающий эту дробную информацию, не в состоянии воссоздать в сознании упорядоченную, целостную картину событий.

Значительное место в программах телевидения занимают репортажи об официальных встречах, дипломатических мероприятиях, о необычных действиях известных персон. Вся эта внешняя сторона событий хорошо снимается телекамерой, но не помогает понять сущность и значение происходящего в политике.

Стремление создать противовес «скучным» жанрам, повысить интерес к телепередачам проявилось в сближении массовой политической информации с развлекательными жанрами. Эта тенденция воплотилась, в частности, в ток-шоу, в ходе которых обсуждаются политические проблемы. Возникающие в этих передачах дискуссии, столкновение различных взглядов, оценки экспертов - все это привлекло к таким телепрограммам внимание большой аудитории. Однако ограниченность времени таких передач во многих случаях не дает возможности для достаточной аргументации высказываемых точек зрения, для глубокого раскрытия сущности обсуждаемой проблемы.

При огромных возможностях радио и телевидения печатные средства массовой информации не утратили своего значения. Именно в материалах газет и журналов наиболее полно и последовательно раскрываются актуальные проблемы политики. Обращение к этим статьям и другим публикациям позволяет продвинуться от поверхностного представления о событиях к их более глубокому пониманию.

Газета уступает радио и телевидению в эмоциональности, но имеет возможность дать более глубокий анализ происходящего. Как образно говорят специалисты, если радио работает для «ленивых и торопливых», телевидение - «для всех», то газета (тем более журнал или книга) исключительно «для умных» или желающих быть таковыми.

Практический опыт свидетельствует о том, что СМИ могут способствовать развитию демократии, сознательному участию граждан в политической жизни, но могут быть использованы и для политического манипулирования. Так называют процесс воздействия на общественное мнение и политическое поведение, скрытое управление политическим сознанием и поступками людей, для того чтобы направить их в нужную властным или определенным общественным силам сторону.

Цель манипулирования - внедрить нужные установки, стереотипы, цели, чтобы в результате подвигнуть массы вопреки их собственным интересам на согласие с непопулярными мерами, возбудить чем-то их недовольство и т. п. Политическое влияние СМИ осуществляется путем воздействия и на разум, и на чувства человека. Наряду с правдивой информацией в пропаганде нередко подается полуправда, а также в зависимости от характера политической организации, ведущей пропаганду, используются и фальсификации - подтасовка фактов, дезинформация.

    Чтобы охватить аудиторию в 50 млн человек, радио потребовалось 38 лет, персональному компьютеру - 1 6, телевидению - 13, а Интернету - 4 года.

Исследователи социальных последствий развития новых информационных технологий, в частности Интернета, приходят к выводу, что информационная революция ведет к расширению диапазона доступных гражданам мнений и ослаблению информационной зависимости от традиционных СМИ и их манипу лятивной роли.

Интернет существенно меняет условия развития политической жизни. В отличие от традиционных СМИ в сети Интернет информация общедоступна и неподцензурна.

Среди аналитиков существует мнение, что если Интернет и демократизирует мир, то явно не по классической модели общественности. Он расщепляет общество на множество группировок по интересам. Граждане и группы используют Интернет для организации своих акций. Интернет выступает как гигантский склад информации проверенной, не очень точной, преднамеренно ложной и клеветнической.

Большая часть людей в наше время не готова к самостоятельному анализу политики. Поэтому в результате применения современных средств информационного воздействия на сознание они нередко воспринимают на веру обещания и призывы тех политиков, которые хотят использовать их активность лишь в собственных интересах.

Попытки различных политических сил манипулировать поведением людей остались бы тщетными, если бы каждый гражданин научился критически оценивать информацию, отличать объективную информацию от искаженной, выработал у себя, опираясь на научные знания, устойчивые взгляды на общество, политику и роль СМИ.

Рейтинг@Mail.ru