Обществознание
11 класс

Что такое социальный институт

Приглядимся к нашей повседневной жизни. Вот небольшая зарисовка «Обычный день старшеклассника». Трудное (вчера опять не удалось лечь вовремя) пробуждение, домашняя утренняя суета (сборы детей в школу, родителей на работу), школьные будни; вечное опоздание на занятия на подготовительных курсах захотелось компенсировать «срезанием» пути, переход проезжей части в неположенном месте обернулся строгим внушением милиционера; вечером - семейный ужин и извечная внутренняя борьба между должным (подготовка к завтрашним занятиям) и желаемым (просмотр телепередачи, «блуждание» в Интернете и т. п.).

В этот обычный день поведение старшеклассника направляли, как минимум, три основных института общества - семья, школа и государство (в лице представителя правоохранительных органов). В семье он выступал в ролях сына, брата с вытекающими отсюда обязанностями и возможностями; в школе - в роли ученика, в отношениях с полицейским - в роли гражданина. В каждом случае предусматривалась своя модель поведения, регулируемая определенными правилами.

Таким образом, мы можем определить социальный институт как набор социальных ролей, как комплекс устойчивых общепринятых моделей поведения, как совокупность норм, его регулирующих. Некоторые исследователи относят сюда и то, что называется базовыми ценностями, которые, в свою очередь, лежат в основе норм. Например, сложившиеся в обществе представления о добре и зле получают свое выражение в комплексе моральных правил и запретов.

К признакам социального института относят также использование символов. Например, символы государства - флаг, герб. Своя символика у религиозных организаций - крест, иконы. Символом бракосочетания и создания семьи во многих странах являются обручальные кольца. В производстве используются фабричные марки, патентные знаки. Институты имеют и свои материально-вещественные проявления: школьные здания, церковные храмы, семейный дом, производственные помещения, правительственные здания и т. п.

Сам процесс становления института - институциализация - проходит ряд этапов. Социологи различают следующие фазы:

  • возникновение насущной потребности, осознание ее обществом, формирование на этой основе общих целей;
  • постепенная выработка социальных норм, призванных регулировать соответствующую область;
  • создание особой системы знаков, символов, говорящих о принадлежности к данному институту;
  • возникновение соответствующей системы статусов и ролей;
  • создание материальной базы социального института;
  • включение сложившегося института в существующую социальную систему, формирование набора санкций для обеспечения ожидаемого поведения.

Проиллюстрируем сказанное на примере такого института, как наука. Элементы науки как особого вида познавательной деятельности появились очень давно. У же древние народы, как вы знаете из курса истории, располагали определенными математическими, астрономическими и другими знаниями. Однако как особый институт наука стала оформляться только в Новое время. Были переосмыслены ее цели, существенно расширились функции. Возникли первые научные сообщества (в XVII в. - Лондонское Королевское общество, Парижская академия наук, в начале XVIII в. - Петербургская академия наук), начали издаваться научные журналы. Формировалась особая этика науки, призванная регулировать как отношения между учеными, так и взаимоотношения научного сообщества с обществом в целом (ее основными проблемами становятся самоценность истины, социальная ответственность ученых за результаты своей деятельности).

Постепенно складывалась и материально-техническая база, обслуживающая научный поиск (экспериментальные установки, исходные материалы, здания академий, научных институтов и т. п.). Развивался комплекс научных отличий и регалий (ученые звания, научные дипломы и т. п.). Усиливались связи науки с другими институтами общества: государством (государственное финансирование фундаментальной науки, влияние научных подходов на практику управления), производством (превращение науки в непосредственную производительную силу), школой (усиление научной направленности образования, специализированная подготовка кадров для научных учреждений).

Итак, институты вносят упорядоченность в нашу жизнь.

При этом очевидно, что все это упорядочивание поведения людей отвечает насущным потребностям и личности, и общества.

Рейтинг@Mail.ru