Обществознание

Учебник для 10 класса

Предыдущая страница Обществознание 10 класс Следующая страница

Практические выводы к § 17

  1. Помните, всю свою жизнь, где бы вы ни находились — у себя на родине или на территории другого государства,— вы всегда будете встречаться, общаться, работать, отдыхать, дружить, сотрудничать или соперничать с людьми самых разных национальностей.
  2. Постарайтесь усвоить простейшие, но вечные истины:
    • природа сотворила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах;
    • нет наций плохих или хороших, есть плохие или хорошие люди, а точнее — плохие или хорошие поступки;
    • национальное происхождение не является ни достоинством, ни недостатком, это просто игра случая, судьбы.
  3. Постарайтесь понять, что смысл патриотизма состоит не в ксенофобии (навязчивой неприязни к «чужим»), не в примитивных рассуждениях о «неполноценности» других народов, не в шумных демонстрациях любви к «своим», не в оскорблениях и преследованиях «чужих». Патриотизм — высоконравственное чувство гражданина. И не следует кричать о своих чувствах, выставлять их напоказ, тем более что речь идет об особом чувстве — о любви к Родине. Патриотизм — в вашем честном труде на благо Отечества, в глубоком знании его корней, культуры, традиций, в вашем стремлении сберечь дарованную судьбой землю, родную природу, окружающую среду.
  4. Постарайтесь также осознать, что все межнациональные конфликты, даже самые тяжелые и затяжные, начинаются с внутреннего состояния личности, ее поведения.

    Знание этих истин само по себе, возможно, не сделает вас счастливыми, но очень поможет вашим добрым отношениям с окружающими, вашей личной репутации порядочного человека.

Документ

    Из работы современного российского ученого-этнолога А П. Садохина «Этнология».

    Этнические процессы в Российской Федерации

    Социально-экономический кризис общества... отразился на этнических процессах Российской Федерации. После распада СССР она унаследовала многонациональный состав населения...

    Превращение... бывших союзных республик в независимые... государства... изменило этническую ситуацию в Российской Федерации. Прежде всего, это значительно повысило экономический, политический и культурный статус группы бывших автономных республик, таких, как Татарстан, Башкирия, Чувашия, Якутия и др. Их новое положение... стимулировало развитие их этнического самосознания и самооценки. В целом это усилило процесс этнической дифференциации и проявилось в стремлении расширить суверенитет, придать родным языкам статус государственного в границах... субъектов, повышении значения... традиционной культуры... Усиление этнической дифференциации имело... следствием также и усиление межэтнической напряженности... Политологи и социологи делают заключение, что в ближайшее время этническая ситуация будет определяться развитием этих процессов.

    Отмеченные... процессы стали причиной появления этнической миграции... русскоязычного населения на жительство в Россию... Если учесть, что... в ближайшем зарубежье проживает более 23 млн русских, то этническая миграция будет продолжаться.

Вопросы и задания к документу

  1. Найдите в тексте аргументы, которые свидетельствуют о коренном изменении этнической ситуации в Российской Федерации.
  2. Как вы понимаете выражение «этническая дифференциация»? Почему она усилилась в бывших автономных республиках и в чем проявляется?
  3. Объясните смысл фразы: «...Этническая миграция русскоязычного населения на жительство в Россию». Чем вызвано ее появление?
  4. Объясните, каким образом национальная политика российского правительства поможет решить проблемы, описанные в документе.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие признаки характерны для нации как наиболее развитой формы общности людей?
  2. Что такое толерантность в межнациональных отношениях?
  3. Раскройте функции исторической памяти и национального самосознания в формировании и сплочении в современной жизни нации.
  4. Охарактеризуйте основные черты современного межнационального сотрудничества.
  5. Каковы наиболее типичные причины межнациональных конфликтов?
  6. Почему национализм оценивается в науке неоднозначно? В чем опасность национализма?
  7. Что такое геноцид? Приведите известные вам примеры геноцида.
  8. В чем суть гуманистического подхода к этническим проблемам?
  9. Какие документы определяют в Российской Федерации национальную политику и каковы ее основные положения?

Задания

  1. Как вы считаете, затрагивает ли проблема межнациональных отношений каждого из нас? Ответ аргументируйте.
  2. Весной 2002 г. молодая русская женщина Татьяна Сапунова, проезжая по одной из самых оживленных трасс Подмосковья — Киевскому шоссе, увидела на обочине плакат с призывом к убийству евреев. Его миновали сотни машин, но только Татьяна Сапунова остановилась и попыталась сорвать позорный плакат. Однако плакат оказался заминирован, и женщина сильно пострадала от взрыва, но, к счастью, осталась жива. Позже Указом Президента РФ она была награждена орденом Мужества. В некоторых СМИ установку плаката назвали фашистской вылазкой.

    Как вы объясните, почему Татьяна Сапунова не проехала мимо плаката? Выскажите вашу оценку: а) действий и позиций тех, кто установил плакат; б) тех, кто спокойно проезжал мимо; в) тех, кто отвечал за порядок на этом участке дороги; г) заявлений, сделанных в СМИ.

  3. Ученые утверждают: агрессивный национализм характерен для малообразованных слоев населения и часто связан с антиинтеллектуализмом; в сущности, он является способом агрессивного самооправдания собственной неспособности к политическому мышлению. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Свой ответ мотивируйте конкретными историческими примерами.
  4. Новый Закон «О противодействии экстремистской деятельности» запрещает пропаганду национальной исключительности и национального превосходства, а также пропаганду расовой, национальной или религиозной неполноценности граждан; он запрещает любые действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной вражды. Кроме того, закон запрещает пропаганду и демонстрацию подобной атрибутики и символики.

    Уже при обсуждении этого закона со стороны объединений, называющих себя «патриотическими» или «национально-патриотическими», зазвучали заявления о том, что закон якобы «ущемляет» патриотические чувства, призывает к «травле инакомыслия», ведет к «удушению свободы слова и печати».

    Какие аргументы вы могли бы высказать таким «критикам»? Почему патриотизм нельзя смешивать с национализмом, который базируется на чувствах национальной «исключительности» и национального «превосходства» либо «неполноценности других народов»?

Мысли мудрых

«Нация есть душа, духовный принцип... Как и индивидуум, нация является целью многих усилий и жертв».

Ж. Ренан (1823—1892), французский писатель

Рейтинг@Mail.ru