Обществознание

Учебник для 10 класса

Предыдущая страница Обществознание 10 класс Следующая страница

Практические выводы к § 16

  1. Знание правовых и моральных норм, традиций и иных правил необходимо не столько для сдачи экзаменов, сколько для повседневной жизни человека, стремящегося интегрироваться в современное общество.
  2. Поскольку окружающие люди ожидают от вас поведения, отвечающего общепринятым социальным нормам, постарайтесь вести себя в соответствии с ними. Это будет одной из предпосылок комфортного самочувствия в обществе.
  3. Оказавшись в другой стране, познакомьтесь с существующими там законами, обычаями, этикетом, другими нормами и учитывайте их, если хотите избежать негативного отношения со стороны людей, среди которых вы находитесь.
  4. Так как нормы, возникающие в малых неформальных группах, иногда противоречат существующим в обществе, каждому, кто входит в такие группы, следует сделать самостоятельный выбор и впоследствии нести ответственность за него.
  5. Сделки с совестью, т. е. самооправдание поступков, идущих вразрез с собственными убеждениями, ослабляют самоконтроль и, повторяясь, могут открыть путь к отклоняющемуся поведению, наносящему ущерб личности и обществу.

Документ

Из работы российского социолога О. С. Осиповой «Девиантное поведение: благо или зло?».

    Форма ответной реакции общества на тот или иной вид девиации должна зависеть от того, какие (по степени общности) социальные нормы нарушаются: общечеловеческие, расовые, классовые, групповые и т. д. Можно выделить следующие зависимости:

    • Чем более высокий уровень (по степени общности) социальных норм и ценностей нарушается, тем более решительными должны быть действия государства. Самая высокая ценность — естественные права человека.
    • Чем более низкий уровень социальных норм нарушается, тем больше упор должен делаться на неформальные меры социального контроля (социальное вознаграждение или порицание, убеждение и т. д.).
    • Чем сложнее социальная структура общества, тем многообразнее должны быть формы социального контроля.
    • Чем более низкий уровень социальных норм нарушается человеком, тем терпимее должна быть реакция на его действия.
    • Чем демократичнее общество, тем больше акцент должен делаться не на внешний социальный, а на внутренний личностный самоконтроль.

Вопросы и задания к документу

  1. Приведите собственные примеры общечеловеческих, расовых, классовых, групповых норм.
  2. К какому уровню общности можно отнести нормы: «не укради», «перед Новым годом мы вместе идем в баню», «раздельное обучение черных и белых», «солидарность рабочих всех стран»?
  3. Что означает более высокий или более низкий уровень норм? Почему на самом высоком уровне авторы помещают естественные права человека?
  4. Почему в случае нарушения норм более высокого уровня необходимы наиболее решительные действия государства?
  5. Как проявляется социальный контроль в случае нарушения более низкого уровня социальных норм? Почему?
  6. Чем объяснить, что более демократичное общество предполагает перенос акцента с внешнего социального контроля на внутренний самоконтроль?

Вопросы для самопроверки

  1. Приведите примеры каждого вида социальных норм.
  2. Что такое социальный контроль?
  3. В чем состоит значение самоконтроля?
  4. Каковы причины отклоняющегося поведения?
  5. В чем социальная опасность преступности?
  6. Каковы последствия наркомании для личности, семьи, общества?

Задания

  1. Как вы относитесь к высказыванию английского историка Г. Т. Бакла (1821—1862): «Общество готовит преступление, преступник совершает его»? Разъясните его на каком-либо примере, взятом из газет.
  2. Согласны ли вы с высказыванием французского драматурга Ж. Расина (1639—1699): «Крупным преступлениям всегда предшествуют мелкие. Никто никогда не видел, чтобы робкая невинность внезапно превратилась в безудержную распущенность»? Аргументируйте свой ответ.
  3. По вопросу о борьбе с преступностью возникла дискуссия. Одна сторона утверждала: «Нужно ужесточить наказания. Посмотрите на Сингапур. Поймали тебя с наркотиками — высшая мера наказания, с незаконным оружием, даже если ты его не применял,— тоже. В некоторых мусульманских странах по закону за воровство отрубают кисть руки. И там уже давно никто не ворует». Другая возражала: «Жестокость наказаний сделает преступность более жестокой. Главное — неотвратимость наказания. Если все будут знать, что любое преступление будет раскрыто, преступность резко сократится».

    А что по этому вопросу думаете вы? Свой ответ аргументируйте.

  4. В 1989 г. был проведен опрос 5861 учащегося школ и профтехучилищ об их отношении к наркотикам. 90,7% из них выразили уверенность, что наркотики оказывают вредное влияние на здоровье человека, 70,1% — что они приводят к вырождению личности. Наркомана считали нормальным человеком 5,9% опрошенных, больным — 44%, морально опустившимся — 46,5%, преступником — 19,9%.

    Как вы думаете, если бы опрос был проведен сегодня, то в каком направлении изменились бы ответы?

Мысли мудрых

«Преступление есть самый характерный, бесспорный и для всех обязательный симптом общественного неустройства».

Н. К. Михайловский (1842—1904), русский критик, публицист, социолог

Рейтинг@Mail.ru