Обществознание

Учебник для 10 класса

Предыдущая страница Обществознание 10 класс Следующая страница

§ 15.2. Социальный конфликт

  • Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что конфликты уже давно стали неотъемлемой частью общественной жизни?

Причины конфликтов разнообразны, но в основе их всегда лежит противоречие, связанное со столкновением социальных интересов, взглядов, позиций, по крайней мере двух сторон. Как правило, одна сторона обладает материальными ценностями, властью, престижем, авторитетом, информацией и т. д. Другая их лишена или имеет недостаточно. При этом не исключается, что преобладание может быть мнимым, существующим лишь в воображении одной из сторон. Но если кто-либо из партнеров чувствует себя ущемленным в обладании чем-то из перечисленного выше, то возникает конфликтное состояние. Так, П. А. Сорокин считал, что источник конфликта кроется в подавлении базовых потребностей людей (в пище, одежде, жилье, самосохранении, свободе самовыражения). По его мнению, важны как сами потребности, так и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности.

Социальный конфликт — это особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов. Конфликт — это противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. В зависимости от сфер противоречий конфликты подразделяются на личностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, конфликты с внешней средой и др.

Социальный конфликт может характеризоваться многими условиями, влияющими на его развитие:

  • намерениями участников конфликта (добиться компромисса или полностью уничтожить соперника);
  • отношениями к средствам физического насилия, в том числе вооруженного;
  • уровнем доверия между сторонами (насколько они готовы следовать определенным правилам взаимодействия);
  • адекватностью оценки конфликтующими сторонами истинного положения дел.

Анализируя тот или иной социальный конфликт, следует иметь в виду конкретную стадию, на которой он находится. Все социальные конфликты проходят три стадии: предконфликтную, непосредственно конфликтную и после-конфликтную.

Рассмотрим конкретный пример. На одном предприятии из-за реальной угрозы банкротства предстояло сократить на четверть штат работников. Такая «перспектива» обеспокоила практически всех: сотрудники опасались увольнений, а руководство должно было решить вопрос о том, кого увольнять. Когда откладывать решение уже не было возможности, администрация объявила список тех, кого должны были уволить в первую очередь. Со стороны кандидатов на увольнение последовали правомерные требования объяснить, почему увольняют именно их, стали поступать заявления в комиссию по трудовым спорам, а некоторые сотрудники решили обратиться в суд. Улаживание конфликта заняло несколько месяцев, предприятие продолжило работу в уменьшенном составе работников.

Предконфликтная стадия — это период, в течение которого накапливаются противоречия (в данном случае вызванные необходимостью сократить штат сотрудников). Непосредственно конфликтная стадия — это совокупность определенных действий. Она характеризуется столкновением противоборствующих сторон (администрация — кандидаты на увольнение), частичной или полной реализацией целей противоборствующих сторон (оговорены условия увольнения).

Для успешного разрешения социальных конфликтов необходимо своевременно определить его истинные причины. Кроме того, противоборствующие стороны должны проявить обоюдную заинтересованность в отыскании путей устранения причин, вызвавших их борьбу. На послеконф-ликтной стадии принимаются меры для окончательного устранения противоречий между противостоявшими сторонами (сотрудники уволены, предприятие продолжает свою работу; по возможности снятие социально-психологической напряженности во взаимоотношениях администрации и оставшихся работников, поиск оптимальных путей для избежания такой ситуации в будущем).

Социальные конфликты могут привести как к дезин-тегративныМу так и к интегративным последствиям. Первые из этих последствий усиливают ожесточение, разрушают нормальные партнерские отношения, отвлекают людей от решения насущных проблем. Вторые — помогают разрешить проблемы, найти выход из сложившейся ситуации, усиливают сплоченность группы, позволяют ее членам четче осознать свои интересы. Избежать конфликтных ситуаций практически невозможно, но вполне возможно добиться того, чтобы они были заключены в институциональные рамки, определенные нормированными отношениями.

Рейтинг@Mail.ru