Обществознание

Учебник для 10 класса

Предыдущая страница Обществознание 10 класс Следующая страница

Практические выводы к § 13

  1. Включаясь в ту или иную практическую экономическую деятельность, используйте экономические знания и нормы экономической культуры для правильного выбора и принятия решения, оптимального для успеха вашего дела.
  2. Расширяйте свой экономический кругозор, следите за происходящими в обществе социально-экономическими изменениями, что поможет вам реализовать свои обязанности и как гражданина. Как избиратель вы, участвуя в выборах, сможете влиять на экономическую политику государства.
  3. Определите свою позицию по отношению к таким негативным явлениям, как культ наживы, денег, обман и присвоение чужой собственности, нечестная конкуренция.
  4. Старайтесь отказываться от нецивилизованных форм участия в экономической жизни, от «игры не по правилам». Принимая решение, не только взвешивайте его на весах разума, но и прислушивайтесь к естественному судье — совести.
  5. Воспитывайте в себе экономически значимые качества, которые помогут вам обрести большую жизнестойкость и конкурентоспособность: деловитость и предприимчивость, инициативность и самостоятельность, потребность в достижении успеха и социальную ответственность, творческую активность.

Документ

Из работы российского государственного деятеля, доктора экономических наук Е. С.Строева «Государство, общество и реформы в России».

    В переломные моменты, подобные нынешнему, крайне опасно остановиться, ограничиться... свалкой, заполненной разнообразными обломками политико-экономических и прежних социокультурных накоплений.

    На этот феномен давно обратил внимание Питирим Сорокин: «...Любой народ, общество или нация, которая не может создать новый социокультурный порядок вместо того, который распался, перестает быть лидирующим «историческим» народом или нацией и просто превращается в «экономический человеческий материал», который будет поглощен и использован другими, более творческими обществами и народами».

    Это положение является предупреждением для России и других стран, входящих в ареал ее интересов, поскольку сейчас наука, культура, образование, мораль, идеология здесь все больше напоминают «историческую свалку» разнородных, несовместимых социокультурных типов, а энергия творческих преобразований в некоторой степени пребывает в застое.

Вопросы и задания к документу

  1. О чем предупреждает автор российское общество? Какой выбор оно должно сделать и почему?
  2. Нужен ли России новый социокультурный порядок?
  3. Какие прежние культурные накопления, связанные с командной экономикой, можно было бы отправить на «историческую свалку»?
  4. Опираясь на текст параграфа, предложите ценности «новой экономики», которые стали бы значимыми элементами экономической культуры XXI в.

Вопросы для самопроверки

  1. Каковы основные элементы экономической культуры?
  2. В чем значение экономической направленности и социальных установок личности?
  3. Является ли собственный интерес единственной основой для экономического выбора?
  4. От чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения?
  5. Нужно ли ограничивать экономическую свободу?
  6. Возможен ли «добровольный брак» экономики и экологии?
  7. В чем суть и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономике?
  8. Какие трудности переживает новая экономика в России?

Задания

  1. С какими словами у вас ассоциируются рыночные отношения в российской экономике: анархия, экономическая эффективность, варварство, честность, социальное партнерство, обман, стабильность, справедливость, законность, нажива, рациональность? Проиллюстрируйте примерами и обоснуйте свой выбор.
  2. Эти строки из письма вашего ровесника в редакцию газеты: «Только ум, только трезвый расчет — вот что надо в жизни. Надейся только на себя, тогда всего достигнешь. И поменьше верь так называемым чувствам, которых тоже нет. Рационализм, динамизм — вот идеалы нашей эпохи». В чем можно согласиться или поспорить с автором письма?
  3. «Сохранить свободу можно лишь там, где она осознанна и где ощущается ответственность за нее»,— утверждает немецкий философ XX в. К. Ясперс. Можно ли согласиться с ученым? Приведите примеры, подтверждающие его мысль. Назовите три главные, на ваш взгляд, ценности свободного человека.
  4. Международные эксперты ставят Россию на 149-е место в мире по степени надежности инвестиций. Так, по оценке отечественных специалистов, более 80% российских бизнесменов считают, что закон лучше не нарушать. Но на практике сталкиваются с необязательностью партнеров более 90%. При этом вину за собой чувствуют лишь 60% из них.

    Как вы относитесь к существованию двух моралей у участников экономических отношений — для себя и для партнера? Можно ли создать в стране систему охраны и поддержки экономического поведения, характеризующегося как надежное, предсказуемое и внушающее доверие? Что бы вы предложили сделать для этого?

Мысли мудрых

«Система частной собственности — важнейшая гарантия свободы не только для владельцев собственности, но и для тех, у кого ее нет».

Ф. А Хайек (1899—1992), австрийский политолог, экономист

Рейтинг@Mail.ru