Учебник для 10 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

§ 10.2. Религия

Наши представления об обществе окажутся неполными, если упустить из виду его дифференциацию по религиозному признаку, т. е. деление на верующих и неверующих.

На уроках истории вы уже получили сведения о роли религии и церкви в жизни человеческого общества в различные культурно-исторические эпохи.

Однако эти знания чаще всего ограничиваются общими представлениями о влиянии церкви на сферы политики и культуры в различных странах.

Религия как социокультурное явление не исчерпывается деятельностью официальных институтов — церквей и других вероисповедных объединений (общин). При изучении этого явления чрезвычайно важно понять, что мы имеем дело с миром сложных нравственных, смысложизненных, эстетических и других исканий людей, психологически насыщенных, эмоционально острых и содержательных для верующего человека.

«Религия» в буквальном переводе с латинского означает «связь» (восстановление связи). Верующие считают связь повседневной жизни, решающих поступков и даже своих помыслов с главной святыней, т. е. с Богом, превосходящей по своим возможностям и проявлениям возможности обычных людей. Это — особый вид реальности. В науке такая реальность называется сверхъестественной, потусторонней. Однако для людей верующих, как подчеркивал известный русский религиозный мыслитель и ученый П. А. Флоренский (1882—1937), эта реальность более естественна, чем обычные способы и формы человеческой жизнедеятельности .

Итак, религия — это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы. Это стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом, всеобщей основой мира (Богом, богами, безусловным средоточием всего существующего, субстанцией, главной святыней).

Религиозное сознание, т. е. убеждение в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, в том, что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог,— высшая сила в мире. Соответственно нравственные требования и нормы воспринимаются в религиозном сознании как производное воли Бога, выраженной в его заветах, заповедях и священных книгах (Библия, Коран, Лунь-юй («Беседы и суждения»), основанных на тех или иных контактах со сверхъестественным источником (заветы Моисей получил от бога Иеговы (Яхве) на горе Фавор; Нагорная проповедь Христа — это слово Богочеловека; неграмотный Мухаммед продиктовал то, что сообщил ему Бог через ангела (архангела) Джебраила).

Религия благодаря своему универсальному характеру (она относится ко всем проявлениям жизни людей и дает им свои оценки), обязательности своих требований к выполнению основных нравственных и законодательных норм, психологической проницательности и огромному историческому опыту является составной частью культуры.

В истории религия всегда сосуществовала со светскими элементами культуры, а в определенных случаях и противостояла им.

В настоящее время складывается достаточно устойчивый исторический баланс между основными религиями каждой страны, с одной стороны, и светским сектором культуры — с другой. Более того, в ряде стран светский сектор занимает значительные позиции.

Светское сознание отличается от религиозного тем, что источники всех важнейших процессов в мире оно усматривает в посюсторонних, на его взгляд, изменениях в обществе: в накоплении культурных навыков, в бурном прогрессе естественных, технических и прикладных наук, в гуманизации и компьютеризации образования, в разумной экологической политике, в планировании семьи и в других усилиях совместной сознательной деятельности объединения людей. Светское сознание считает религию глубоко частным, даже интимным, делом индивидов. Оно выступает за последовательное отделение церкви от государства и школы, за укрепление позиций естественно-научных и исторических знаний в оценках места и роли религии в обществе.

В светском сознании могут быть элементы индифферентного (безразличного) и даже атеистического отношения к религии. В то же время толерантность (терпимость) светской культуры к иным мировоззрениям и культурам дает возможность сотрудничества с ними по целому ряду вопросов, актуальных как для верующих, так и для неверующих.

Религию как особую сферу культуры человечества изучает специальная наука — религиоведение. Среди проблем, которые интересуют научное исследование религии,— сущность религии, ее значение в общественном развитии, ее возникновение, развитие и соотношение с другими явлениями культуры.

Религиоведение наряду с этикой, изучающей мораль,— наука философская. Ее не следует путать с теологией (богословием), являющейся совокупностью религиозных учений о сущности и действии Бога.

Вера в Бога как в сверхъестественное существо, по меркам которого должны происходить все основные события в земном мире вообще, а в человеческом общежитии в особенности, лежит в основе любой религии. Развитие представлений о Боге имеет длительную и многоплановую историю. В ее основе — настойчивые усилия людей восполнять недостатки и пороки земной жизни верой в возможность их исправления и компенсации чудесным образом. Религия имеет ряд идей и представлений, сосредоточенных вокруг учения о природе, проявлениях и действиях божественного существа или существ. Таковы рассказы, мифы, верования в богов у древних греков, древних римлян, древних индийцев, древних китайцев и других народов. В них отчетливо представлен многобожный (политеистический) характер этих религиозных систем. Напротив, в Ветхом Завете (религия древних иудеев), в религиях христиан и мусульман выражен единобожный (монотеистический) принцип. Во многих религиях существуют представления о богах человекоподобных (антропоморфных). Боги ведут себя подобно людям: гневаются, мстят, радуются, ревнуют, скорбят и т. д. Если их много, они либо ссорятся между собой, враждуют, либо объединяются для исполнения общих замыслов.

С течением времени происходило постепенное вытеснение из религии прямого — антропоморфного — содержания. Это было связано с ростом культуры общества, с появлением в нем богословов и верующих, способных более или менее систематически избегать в своих рассуждениях о божестве прямых аналогий с земными событиями, переживаниями и обстоятельствами. Тем не менее в любой религии, даже самой рафинированной (т. е. очищенной), образ Бога всегда имеет печать породивших и питающих его земных условий. На это указывают и личные характеристики Бога (святость, милосердие, справедливость и др.) в различных религиозных системах. Около тысячи подобных характеристик Аллаха содержится в исламе; в иудаизме Бог представлен недоступным и требующим жертвы; в христианстве же Бог предстает Отцом для всех тех, кто в него уверовал.

Другой особенностью религии является система религиозных обрядов, ритуалов, действий — культов (почитания), развертывающихся на основе идей и представлений о Боге (божествах). Таковы жертвоприношения, церемонии, разнообразные мистерии в мировых (христианство, буддизм, ислам) и многих национальных религиях (иудаизм, конфуцианство, синтоизм и др.). Они следуют друг за другом в соответствии с порядком и последовательностью, предусмотренными соответствующими церковно-религиоз-ными календарями. Центр отправления религиозного культа — храм, молитвенный дом с набором разнообразных культовых принадлежностей (иконы, распятия, фрески или настенная роспись с библейскими сюжетами и др.).

Культ придает религиозным идеям и представлениям конкретно-чувственный характер, связывает их с повседневной жизнью, заботами и интересами его последователей — верующих, наглядно воспроизводит от поколения к поколению конкретно-чувственный характер религиозного сознания в его массовых и повседневных формах.

Еще одной особенностью религии является непосредственно эмоциональное переживание верующим событий мифов и культовых действий. Это переживание обусловлено тем, что в религии преломляются и отражаются самые важные события человеческого существования: тайны рождения и смерти, самосознание ребенка, вступление юноши и девушки в самостоятельную жизнь, заключение брака, появление потомства и др.

Наконец, большинство религий современного мира имеет особую организацию — церковь с четким распределением обязанностей на каждом уровне ее иерархии (структуры). Например, в католичестве и православии это миряне, белое духовенство, черное духовенство (монахи), епископат, митрополии, патриархии и т. д.

Огромное влияние религии на жизнь общества связано с тем, что ее структуры так или иначе присутствуют во всех важнейших исторических событиях и событиях частной жизни граждан. Поэтому она оказывала заметное воздействие на сферу общественной морали, особенно в тех условиях, когда была доминирующей духовно-организующей силой общества. В качестве примеров можно привести роль религии и церкви в средневековой Европе и дореволюционной России. Но и в условиях утраты ею этих позиций (т. е. в условиях секуляризации, говоря научно) она продолжает сохранять довольно большие возможности воздействия на нравственное сознание общества.

После длительного периода атеистической пропаганды и насильственного вытеснения религии из общественной сферы в период господства большевистской идеологии в современной России наблюдается процесс восстановления позиций традиционных религий (христианства, ислама, буддизма, иудаизма), равно как и оживления ряда новых религиозных движений и культов. Хотя этот процесс неоднозначен, несомненно стремление как «старых», так и «новых» религий поддержать своим авторитетом традиционные устои морали, усилить обоснование необходимости следования ее нормам и принципам с позиций страха перед божьим наказанием и надежды на земное и загробное вознаграждение в случае соблюдения тех нравственных установок, которые одобряются с религиозной точки зрения. Напомним, что основополагающие моральные принципы в истории культуры чаще всего интерпретировались как выражение божьей воли. Как следует из текста Библии, моральные заповеди Десятисловия в Ветхом Завете («не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и др.) были провозглашены Богом; принципы христианской морали изложены Христом в Нагорной проповеди («накорми голодных»; «не оскорбляй людей»; «мирись с теми, с кем поссорился»; «твори милостыню и не кичись этим»; «замечай свои недостатки» и др.); нормы мусульманской этики, подчеркивается в священном Коране, даны Богом через пророка Мухаммеда (человек должен жить, уповая на волю и милость Аллаха, выполнять заветы Корана и правила жизни, разработанные богословами. Только это позволит ему быть достойным рая и благоволения Бога).

Такие влиятельные религии, как буддизм и конфуцианство, возникли непосредственно из моральных учений своих основателей.

Каждая религиозная система имеет свои нравственные кодексы, нормы которых оказывали и оказывают серьезное влияние на судьбы людей. Так, моральные ценности христианства разделяют свыше 1,5 млрд его последователей и огромное количество неверующих; более 1 млрд людей предпочтение отдают нормам ислама; примерно по 0,5 млрд сторонников имеют индуизм и конфуцианство; более 300 млн людей исповедуют буддизм.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru