Обществознание

Учебник для 10 класса

Предыдущая страница Обществознание 10 класс Следующая страница

Практические выводы к § 9

  1. Проявляйте интерес к новым достижениям науки и техники. Это поможет вам ориентироваться в жизни, положительно скажется на вашем труде, культурном уровне, будет способствовать самообразованию.
  2. Избирая профессию, пути послешкольного образования, постарайтесь больше узнать о тех областях науки, техники, гуманитарной сферы, к которым вы проявляете интерес. Ознакомьтесь с популярной литературой (в ее выборе вам помогут учителя, библиотекари), научитесь самостоятельно работать с каталогом. Читайте жизнеописания ученых, например книги из серии «Жизнь замечательных людей».
  3. Если вы задумали посвятить свою деятельность научному труду, помните слова древних: «В науке нет царского пути». Это означает, что работать придется много и зачастую в непростых условиях. Но если вы все взвесили и приняли решение стать научным работником, не сходите с дистанции.
  4. Самообразование — постоянный ваш спутник, способствующий выработке жизненных ориентиров. Оно не должно быть бессистемным или однобоким. Полезно составлять личный план самообразования, нацеленный на совершенствование вашего профессионального и общекультурного уровня.

Документ

Из выступления Президента РАН Ю- С- Осипова на общем собрании Академии 12 ноября 2001 г.

    ...России предстоит построить новую экономику, способную стать фундаментом общественного благосостояния и оборонной мощи. Для этого нужна передовая научно-технологическая сфера. Огромный ресурс экономики России — накопленный страной научный потенциал. ...Одна из задач — создание в России конкурентоспособного сектора высоких технологий, способного выступить локомотивом промышленного развития страны. Причем такого развития, которое направлено на завоевание, удержание и расширение экономически и стратегически благоприятных позиций на мировом рынке. Решение этой задачи — одна из основных целей стратегии национальной безопасности. Нашему обществу пора осознать, что безопасность и технологическая независимость страны в XXI веке будет определяться ее научно-технологическим потенциалом.

    В основе науки лежат фундаментальные исследования, они создают основы современных технологий, а также определяют качество образования. Именно развитая система фундаментальных знаний лежит в основе решения проблемы технологического развития и национальной безопасности.

Вопросы и задания к документу

  1. Почему в качестве важнейших задач выдвигается обеспечение общественного благосостояния и оборонной мощи?
  2. На основании имеющихся у вас знаний попробуйте объяснить, какое содержание вкладывается в термины «передовая научно-технологическая сфера», «научно-технический потенциал», «технологическая независимость». Почему научно-технический потенциал определяет безопасность и технологическую независимость страны?
  3. Аргументируйте положение о том, что фундаментальные исследования создают основы современных технологий и определяют качество образования. Докажите, что высокие технологии являются «локомотивом промышленного развития страны».

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое наука, каковы ее главные задачи и цели?
  2. Каковы основные черты большой науки?
  3. Почему для развития науки необходимо сочетание индивидуального творчества и деятельности крупных научных коллективов?
  4. Назовите примеры, характеризующие современное сближение науки с потребностями общества.
  5. Почему наука является «локомотивом» научно-технического прогресса?
  6. Каковы основные положения этики ученых?
  7. В чем состоит взаимосвязь науки и образования?
  8. Почему образование является национальным богатством страны?
  9. Почему самообразование — непременное условие успешной профессиональной деятельности и овладения культурой?

Задания

  1. Принято деление науки на фундаментальную и прикладную. В чем вы видите взаимозависимость и взаимосвязь этих наук? Правы ли ученые, считающие, что это членение носит условный характер?
  2. Благодаря открытию антибиотиков были спасены жизни десятков миллионов людей. Но медицинская практика выявила и их отрицательное действие: уничтожаются не только вредные микробы, но и необходимые человеку микроорганизмы; одна болезнь сменяется другой, подчас не менее тяжкой. Перед биологией, химией встала задача создания новых препаратов. Они были призваны сохранить положительные качества антибиотиков и исключить вызываемые этими лекарствами отрицательные явления. Такими препаратами стали пробиотики. Они вытесняют болезнетворные микроорганизмы, но не губят нормальную микрофлору.

    Проанализируйте приведенный факт, покажите на его примере действие названных в параграфе функций и особенностей науки (связь теории с практикой, безграничные возможности науки и т. п.).

  3. Профилирование школ нередко понимается по-разному. Одна из точек зрения такова: профилирование должно быть жестким, в старших классах необходимо полное размежевание на гуманитариев и естественников. Другая точка зрения: профилирование должно быть мягким; у гуманитариев должно в соответствующем объеме продолжаться преподавание и естественно-научных дисциплин, а у естественников — гуманитарных дисциплин.

    Обсудите обе точки зрения и аргументируйте свое мнение.

  4. Проведенное в РФ социологическое исследование показало: 24% опрошенных полагают, что «для молодежи сегодня важнее как можно раньше начать работать и зарабатывать деньги», а 63% считают, что «важнее прежде всего получить образование». Проведите микроисследование среди учащихся своего класса и обсудите его результаты.

Мысли мудрых

«Человека, стремящегося приспособить науку к такой точке зрения, которая почерпнута не из самой науки (как бы последняя ни ошибалась), а извне, к такой точке зрения, которая продиктована, чуждыми науке интересами, такого человека я называю низким».

К. Маркс (1818—1883), немецкий мыслитель

Рейтинг@Mail.ru