Учебник для 10 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

§ 9.3. Век живи, век учись

Из всех областей духовной культуры наука и образование наиболее тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Наука не может осуществлять свои функции без хорошо образованных людей; образование без науки — пустой звук. Обеспечение конкурентной способности новыми технологиями требует не только фундаментальных исследований, но и участия в них фундаментально подготовленных людей исследовательского и инженерного труда, способных мобильно переходить на новые рубежи.

Выдвижение и реализация новых идей в гуманитарном секторе науки, разработка принципов новой российской экономики, путей созидания гражданского общества и правового государства, добывание достоверных сведений о прошлом Родины и мира требуют значительного числа образованных экономистов, юристов, историков. Так наука и образование создают национальное богатство страны и сами выступают в качестве одной из ценностей, без которых невозможно развитие общества и формирование личности.

В начале XXI в. в России формулируется общенациональная образовательная политика, первейшая задача которой — достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Эта политика, отражая общенациональные интересы, учитывает и общие тенденции мирового развития:

  • ускорение темпов развития общества, его демократизация определяют необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющейся ситуации;
  • в период перехода к постиндустриальному обществу, расширения межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
  • возможность решения глобальных проблем лишь сотрудничеством в рамках международного сообщества требует формирования у молодого поколения современного мышления;
  • динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда вызывают постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников.

Государственная образовательная политика исходит из данного в Законе «Об образовании» определения: образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Эта целенаправленность заключается:

  • в постепенном, доступном для учащихся различных возрастов формировании системы научных знаний о важнейших явлениях реального мира, а также умений и навыков познавательной и практической деятельности;
  • в подготовке не только образованных, но и нравственных людей. Вспомним слова русского ученого, составителя «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля: «Образование есть образование ума и образование нравственности»;
  • в передаче и формировании опыта творческой деятельности, предполагающей, в частности, динамизм, конструктивность, способность принимать решения в ситуации выбора;
  • в формировании гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, чувства любви к Родине, ответственности за ее судьбу.

Наука и образование — сообщающиеся сосуды, имеющие общим источником текущие и перспективные запросы общества. Именно социальное развитие, быстрое умножение научного багажа планеты требуют периодической модернизации образования, свойственной всем его ступеням.

Народная мудрость «век живи, век учись» ежечасно подтверждается в начавшуюся постиндустриальную эпоху, когда наука, техника, технология, культура обновляются с небывалой доселе быстротой. Но образование в первую очередь должно ориентироваться на перспективу, отвечать запросам не только сегодняшнего дня. В этих условиях особенно значимо непрерывное образование на протяжении всей жизни — с детства до старости. Среди функций непрерывного образования выделяют компенсирующую (восполнение пробелов в базовом образовании), адаптивную (оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся социальной и производственной ситуации), развивающую (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста).

Существенным звеном непрерывного образования является самообразование: управляемая самой личностью целенаправленная познавательная деятельность, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования лежит непосредственный личный интерес человека, сочетающийся с самостоятельным изучением материала. Основная форма самообразования — изучение литературы, прослушивание лекций, докладов, концертов, посещение музеев и выставок.

Отечественная наука и образование являются важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru