Обществознание

Учебник для 10 класса

Предыдущая страница Обществознание 10 класс Следующая страница

Практические выводы к § 8

  1. Культура — сложное явление, для освоения которого нужен определенный опыт и систематическая работа. Обывательские представления о культуре зачастую искажают ее смысл.
  2. Сложные формы культуры требуют умения компетентно оценивать ее явления. Научитесь не отвергать то, что вам не понятно с первого взгляда, попробуйте в этом разобраться. Культурный человек терпим и толерантен.
  3. Старайтесь определять свою личную позицию в отношении любых явлений культуры, но при этом стремитесь избегать однозначных поспешных выводов. Это не только противоречит самому духу культуры, но и часто выглядит просто глупо.
  4. Помните, что терпимость к проявлениям чужих форм культуры — отличительная черта культурного человека.

Документ

Фрагмент из эссе академика Д. С. Лихачева «Заметки о русском».

    До известных пределов утраты в природе восстановимы... Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.

    «Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со всепрогрессирующей скоростью. Техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению ее жизни. Бульдозеры, экскаваторы, строительные краны, управляемые людьми бездумными, неосведомленными, уничтожают и то, что в земле еще не открыто, и то, что над землей,— уже служившее людям. Даже сами реставраторы... становятся иногда в большей мере разрушителями, чем охранителями памятников прошлого. Уничтожают памятники и градостроители, особенно если они не имеют четких и полных исторических знаний. На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые и оттого кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей...

    Чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для «нравственной оседлости» людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной.

Вопросы и задания к документу

  1. Определите, в чем основная мысль приведенного отрывка.
  2. Объясните, почему невосстановимы утраты памятников культуры.
  3. Как вы понимаете выражение автора «нравственная оседлость»?
  4. Вспомните содержание параграфа и аргументированно объясните, для чего нужно сохранять памятники культуры. Какие культурные механизмы задействованы в этих процессах?
  5. Подберите примеры варварского отношения к памятникам культуры.

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое духовная жизнь общества? Какие компоненты она включает в себя?
  2. Что такое культура? Расскажите о происхождении этого понятия.
  3. Как взаимодействуют традиции и новаторство в культуре?
  4. Опишите основные функции культуры. На примере одного из явлений культуры раскройте ее функции в обществе.
  5. Какие вы знаете «культуры в культуре»? Опишите ситуацию, в которой проявилось бы взаимодействие нескольких культур.
  6. Что такое диалог культур? Приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных национальных культур, используя знания, полученные в курсах истории и географии.
  7. С чем связана интернационализация культуры? В чем ее проблемы?
  8. Опишите проявления народной культуры.
  9. Что такое массовая культура? Расскажите о ее признаках.
  10. Какова роль средств массовой информации в современном обществе? Какие проблемы и угрозы могут быть связаны с их распространением?
  11. Что такое элитарная культура? Каким образом происходит ее диалог с массовой?

Задания

  1. Назовите не менее десяти наук, которые изучают те или иные стороны культуры.
  2. Попросите кого-нибудь из пожилых людей рассказать о том, как раньше проходили народные праздники и гулянья. Напишите на эту тему сочинение.
  3. Объясните причины появления в обществе следующих жанров массовой культуры: боевик, фильм ужасов, «мыльная опера», семейное ток-шоу. Какие потребности зрителя они удовлетворяют?
  4. Английская писательница Джоан Ролинг, написав серию книг о юном волшебнике Гарри Поттере, создала подлинный бестселлер. Только у нас в стране за один год этих книг было продано более 4 млн. На Западе, где существует такой же интерес к творчеству этого автора, многие с удивлением отметили, что дети, оторвавшись от экранов компьютеров и телевизоров, начали с удовольствием читать художественную литературу.

    Охарактеризуйте это явление, выделив в нем признаки массовой культуры. Попробуйте продемонстрировать на этом примере взаимодействие явлений массовой культуры и общекультурных процессов.

Мысли мудрых

«Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах, находят свое выражение его самые высокие стремления и возможности. Только по этим достижениям можно судить о природе или назначении человека».

Г. П. Федотов (1886—1951), русский религиозный мыслитель и историк

Рейтинг@Mail.ru