Обществознание

Учебник для 10 класса

Предыдущая страница Обществознание 10 класс Следующая страница

Практические выводы к § 7

  1. Верное понимание соотношения биологического и социального в человеке поможет вам ясно строить свою жизненную стратегию, ориентироваться на те социальные обстоятельства, в которых ваша личность сможет реализовать свой потенциал.
  2. Чтобы ощутить себя полноценной личностью, необходимо активное социальное поведение. Избираемый вами «рисунок» социальных ролей зависит от ваших ценностных приоритетов: альтруизм или эгоизм и себялюбие, активное действие или пассивное следование в фарватере обстоятельств. Не следует забывать и о «золотом правиле» нравственности.
  3. Не стоит откладывать самореализацию на далекую перспективу. Многое уже сейчас по силам вам и вашим сверстникам. Если только уповать на будущее, то можно «опоздать жить».
  4. Претендуя на позицию «я взрослый», стоит почаще вспоминать, что взрослость повышает меру ответственности перед собой и другими людьми. Без ответственности не бывает свободы.

Документ

Из работы И. П. Эккермана «Разговоры с Гёте».

    Свобода — странная вещь. Каждый может легко обрести ее, если только он умеет ограничиваться и находить самого себя. И на что нам избыток свободы, который мы не в состоянии использовать?

    <...> Если кто-либо имеет достаточно свободы, чтобы вести здоровый образ жизни и заниматься своим ремеслом, то это достаточно, а столько свободы имеет каждый. И потом все мы свободны только на известных условиях, которые мы должны выполнять. Бюргер так же свободен, как аристократ, если он умеет оставаться в тех границах, которые указаны ему богом и сословием, в котором он родился. Аристократ так же свободен, как правящий князь, потому что если он при дворе соблюдает немногие придворные церемонии, то может чувствовать себя равным государю. Не то делает нас свободными, что мы ничего не признаем над собою, но именно то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих; нашим признанием мы показываем, что носим внутри себя то, что выше нас, и тем самым достойны быть ему равными. Я во время моих путешествий часто сталкивался с северонемецкими купцами, которые думали, что они становятся равными мне, если бесцеремонно рассаживаются со мною за одним столом; но это не делало нас равными; наоборот, если бы они знали мне цену и должным образом относились ко мне, то это подняло бы их до меня.

Вопросы и задания к документу

  1. Почему Гёте называет свободу «странной вещью»? В чем ее странность?
  2. Как, по мнению автора, человек может обрести свободу?
  3. Какие ограничения свободы допустимы, по мнению автора? Как вы относитесь к рассуждениям автора?
  4. В чем различия трактовок свободы в тексте параграфа и в данном документе?

Вопросы для самопроверки

  1. Охарактеризуйте основные точки зрения на соотношения биологического и социального в человеке.
  2. Выделите основные признаки понятия «личность».
  3. Какие типичные социальные роли определяют социальную сущность современного россиянина?
  4. Какие действия человека можно отнести к социальному поведению?
  5. В каких сферах происходит социализация личности? В чем она выражается?
  6. Что такое самоопределение личности?
  7. Как связаны между собой самоопределение и самореализация личности?
  8. Какова связь свободы и необходимости?

Задания

  1. С учетом физиологических различий между организмом мужчины и женщины нередко противопоставляют типы поведения в обществе представителей противоположного пола. Так, «мужскому» типу поведения приписывают культ силы, стремление к господству и подчинению других, а «женскому» — стремление к ненасилию, любви, сотрудничеству. Как бы вы объяснили подобные типические проявления? Выскажите собственное мнение по поводу точки зрения природной предопределенности «женского» и «мужского» типа поведения человека.
  2. Русский философ и социолог Е. В. де Роберти полушутя отметил, что тот, кто сумеет дать общепризнанное определение понятия свободы, достоин полной Нобелевской премии. Выступите в роли эксперта, определите, в какой степени важно такое определение. Как вы считаете, возможно ли подобное определение?
  3. Проведите дискуссию по проблеме «Социализация как часть формирования личности». Для этого выберите одну из предложенных ниже точек зрения для представления аргументов в ее защиту. Кроме того, определите, какие еще условия (кроме воспитания) необходимы для формирования личности.
    • Человек изначально греховен. В процессе воздействия на него необходимо исправить, очистить и спасти его душу. Для этого более всего подходят примеры святых праведников.
    • Человеческая природа предопределена природным генотипом. Следовательно, при любых внешних воздействиях личность проявит себя так в соответствии с предопределенной «линией судьбы».
    • Человек от рождения — чистая доска (Tabula rasa), на которой воспитатели могут начертать любые «письмена». Только от социального окружения зависит, какой будет личность.
    • Человек формируется под влиянием звезд, в его гороскопе можно «прочитать» будущую судьбу и важнейшие черты характера. Все, что предопределено звездами, сбудется, несмотря на попытки противостоять этой предопределенности.
  4. Проанализируйте следующую таблицу, сделайте необходимые выводы.

Факторы социального поведения

Факторы социального поведения

Мысли мудрых

«Свобода не в том, чтоб сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой».

Ф. М. Достоевский (1821—1881), русский писатель

Рейтинг@Mail.ru