Обществознание

Учебник для 10 класса

Предыдущая страница Обществознание 10 класс Следующая страница

§ 6.5. Социальные и гуманитарные знания

Общественные науки выявляют объективные законы, выражающие существенные, всеобщие и необходимые связи явлений и процессов, происходящих в обществе. Социальное знание как продукт этих наук — это прежде всего знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, социально-демографическими и профессиональными группами и т. д.

Социальное знание имеет и свои специфические особенности.

Если представитель общественных наук — историк, социолог, философ — обращается к фактам, законам, зависимостям общественно-исторического процесса, то результатом его исследований является социальное знание. Если же он рассматривает мир человека, цели и мотивы его деятельности, духовные ценности, личностное восприятие мира, то в этом случае научным результатом выступает гуманитарное знание. Когда историк исследует общественные тенденции в развитии человечества, он выступает как обществовед, а когда изучает индивидуально-личностные факторы, то действует как гуманитарий. Таким образом, социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества. Истории без людей не бывает. Однако без изучения закономерных процессов, без объяснения сути исторического развития она не была бы наукой.

К гуманитарному знанию также относится и философия, поскольку обращена к духовному миру человека.

Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека. Задача гуманитария — понять его помыслы, побуждения, намерения. Понимание — одна из особенностей гуманитарного знания. Вот как об этом писал выдающийся отечественный ученый М. М. Бахтин (1895—1975): «Гуманитарные науки — науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи и естественном явлении. Человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), т. е. создает текст (хотя бы потенциальный). Там, где человек изучается вне текста и независимо от него, это уже не гуманитарные науки (анатомия и физиология человека и др.)... Увидеть и понять автора произведения — значит увидеть и понять другое, чужое сознание и его мир...»

Обращаясь к текстам писем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений, художественных произведений и критических рецензий, философских сочинений и публицистических статей, гуманитарий стремится понять смысл, который вложил в них автор. Это возможно лишь рассматривая текст в контексте той среды, в которой жил его создатель, в привязке к его жизненному миру.

Понимание текста не может быть таким же строгим, как объяснение объективных социальных связей. Напротив, возможны такие толкования текста, которые не являются необходимыми, единственно верными, несомненными, но имеют право на существование, тем более что пьесы А. П. Чехова и У. Шекспира сегодня наполняются иным смыслом, чем в момент их создания. Поэтому гуманитарное знание не имеет точности естественных и технических наук, активно использующих математические выкладки.

Возможность придания текстам различных смыслов, обилие случайных отношений, невозможность сведения знания к однозначным, всеми признанным определениям не обесценивают гуманитарное знание. Напротив, такое знание, обращенное к внутреннему миру человека, способно воздействовать на него, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию в человеке всех его человеческих качеств.

Рейтинг@Mail.ru