Обществознание

Учебник для 10 класса

Предыдущая страница Обществознание 10 класс Следующая страница

§ 6.1. Познаваем ли мир

Проблема познаваемости происходит из реальных трудностей познания. В своих подходах к данной проблеме ученые разделились на оптимистов, пессимистов и скептиков.

Пессимисты отрицают познаваемость мира. Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем. Скептики, признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания.

Еще в древности зародилось представление о том, что разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений. Сущность же самих вещей, сокрытую за их внешними проявлениями, человек постичь не способен. Эта идея легла в основу агностицизма (от греч. agnostos — непознаваемый) — философского учения, отрицающего возможность познания. Любопытно, что с развитием знаний о мире агностицизм не умер. В Новое время, характеризовавшееся быстрым развитием экспериментального естествознания, английский ученый Д. Юм (1711—1776) сделал вывод: «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств».

Еще одной распространенной разновидностью агностицизма был конвенционализм. Согласно этому учению существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными (от лат. conventio — договор, соглашение). Эти знания не способны достоверно отражать сущность исследуемых предметов.

В известной мере агностицизм сохраняется и сегодня, в начале XXI в., когда, казалось бы, многие тайны мироздания открыты.

Сторонники гносеологического (от греческих слов gnosis — познание и logos — учение, слово — учение о познании) оптимизма, не отвергая сложности познания, трудности выявления сущности вещей, доказывают несостоятельность агностицизма. В качестве аргумента одни из них отмечают ясность и отчетливость научной мысли, повествующей о сущности изучаемых объектов. Другие делают упор на общезначимость получаемых результатов. А третьи — на невозможность существования человека без знаний, проверяемых в реальной практике жизни.

Все, кто признает познаваемость мира, рассматривают различные способы познавательной деятельности.

Рейтинг@Mail.ru