Обществознание

Учебник для 10 класса

       

Практические выводы к § 30

  1. Участвуя в дискуссиях о путях развития России, целесообразно опираться на знания о многовариантности общественного развития. Ответственный выбор исключает как предложения копировать какие-либо западные или восточные образцы, так и защиту исключительности российского пути развития, не допускающего использования опыта других стран и отрицающего общие тенденции мирового развития.
  2. Нужно учиться видеть мир таким, каким он является на самом деле. Это означает отказ от «черно-белых» оценок и упрощенных способов понимать противоречия общественного развития. Только анализируя противоречия, можно искать пути решения общественных, в том числе глобальных, проблем.
  1. Определить прогрессивность того или иного явления помогает критерий, позволяющий оценить данное явление с точки зрения развития общества в целом, условий жизни и деятельности людей. Оценка того или иного явления (процесса, события) будет более точной, если анализировать его различные последствия и учитывать их возможную противоречивость.
  2. Для того чтобы ориентироваться в сложной жизни общества, необходимо пополнять и углублять свои знания о социальном развитии. Этому поможет изучение общественных дисциплин в вузе, а также самообразование.

Документ

Из работы современного российского ученого, академика И. Н. Моисеева (размышления о месте России в цивилизованном развитии).

    Сегодня Россия — мост между двумя океанами, двумя центрами экономической силы. Волей судьбы мы оседлали путь «из англичан в японцы», как в былые времена путь «из варяг в греки». Мы получили мост между двумя цивилизациями, и у нас есть возможности черпать то лучшее, что есть на обоих берегах — если у нас достанет ума, как его достало у наших предков, которые взяли у византийцев книгу, а у варягов — меч. Это обстоятельство, данное нам природой и историей; оно может сделаться одним из важнейших источников нашего процветания и стабилизации. И нашей нишей в мировом обществе.

    Дело в том, что этот мост нужен не только нам — он нужен всем. Не только России, но и Европейскому полуострову, и развивающемуся Тихоокеанскому региону, и даже Америке.

    Этот мост нужен всей планете! Вот здесь и лежит наша ниша, начертанная судьбой,— север Евразийского суперконтинента. Эта ниша не разделяет, а связывает народы, никому не противостоит и никому не угрожает. Наша великая национальная цель не утверждение своих амбиций в Европе, не реализация евразийских доктрин и утопий в том духе, как это проповедовали евразийцы 20-х [XX в.], а превращение севера Евразийского суперконтинента, этого моста между океанами и разными цивилизациями, в сверхпрочную, надежно работающую конструкцию.

Вопросы и задания к документу

  1. Определите, как относится к глобализации автор текста.
  2. Как вы понимаете слова Н. Н. Моисеева о «возможности черпать то лучшее, что есть на обоих берегах»?
  3. Как вы думаете, почему ученый считает положение России «между... двумя центрами экономической силы» одним из источников ее процветания?
  4. В чем состоит связь предложенного текста с содержанием параграфа?

Вопросы для самопроверки

  1. Чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития?
  2. Что такое процесс глобализации?
  3. Каковы проявления глобализации в экономической сфере? Что ей способствует?
  4. В чем выражается противоречивость процесса глобализации?
  5. Каковы основные глобальные проблемы современности? Чем вызвано их появление?
  6. Какие точки зрения по вопросу о прогрессе высказывались философами в прошлом и в наше время?
  7. В чем заключается противоречивый характер прогресса?
  8. Какие критерии прогресса предлагались мыслителями различных эпох? В чем их плюсы и минусы?
  9. Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев?

Задания

  1. В середине 1990-х гг. центральные офисы 90 из 200 ведущих транснациональных корпораций находились в США, на их долю приходилась половина всех продаж. Прокомментируйте эти данные.
  2. Американский философ Э. Валлерстайн разработал теорию мировой системы. Эта система, которая начала формироваться еще в XVI в., включает ядро (индустриальные страны Запада), полупериферию (к ним Валлерстайн отнес государства на юге Европы, такие, как Испания), периферию (страны Восточной Европы) и внешнюю арену (государства Азии и Африки, вовлеченные в мировое хозяйство лишь как сырьевые придатки). При этом философ утверждал, что страны, входящие в ядро, так организуют мировую экономическую систему, чтобы она прежде всего отвечала их интересам.

    Обдумайте положения этой теории. Что вам представляется верным, а с чем трудно согласиться? Если следовать логике автора, какие страны сегодня образуют ядро системы? составляют полупериферию и периферию? Сохранилась ли внешняя арена?

  3. Попытайтесь с позиций универсального критерия прогресса оценить реформы 1860—1870-х гг.
  4. Философ XX в. М. Мамардашвили писал: «Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком». Каким образом эта мысль философа связана с идеей прогресса?

Мысли мудрых

«Прогресс состоит во все большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы».

Л. Н. Толстой (1828—1910), русский писатель

Рейтинг@Mail.ru