Обществознание

Учебник для 10 класса

       

Практические выводы § 24

  1. Для того чтобы понять тот или иной политический процесс, нужно выяснить, кто именно выступает его инициатором, в чьих интересах он осуществляется, кто и как в состоянии обеспечить его последовательное развитие. Поскольку реальный процесс всегда испытывает влияние различных политических сил, целесообразно оценить их расстановку. Иными словами, следует определить, какой слой, социальная группа стоят в центре событий, доминируют в них. Это позволит сделать выводы о характере и направленности происходящих изменений.
  1. Самостоятельно полученная информация о политическом процессе позволит грамотно и осознанно включиться в него: избрать адекватные формы политического участия, осмыслить цели и средства своих политических действий.
  2. Политические действия должны осуществляться согласно установленным нормам и правилам, без излишней эмоциональности.
  3. Последовательное осуществление изложенных выше советов будет способствовать становлению демократической политической культуры.

Документ

Из «Воспоминаний» председателя социал-демократической партии, бывшего федерального канцлера ФРГ В. Брандта.

    В пятнадцать лет... я выступил в любекской газете «Фольксботен», заявив, что как молодые социалисты мы должны готовиться к политической борьбе, должны непрестанно работать над собой, совершенствоваться, а не убивать свое время одними лишь танцами, играми да песнями. Где нет места гражданскому мужеству, там свобода недолговечна. А где в нужный момент не защищают свободу, там ее можно вернуть лишь ценой огромных жертв. В этом заключается урок нашего столетия.

    Когда в начале лета 1987 г. я ушел в отставку с поста председателя партии, то сам себя спросил: что, помимо мира, для тебя всего важнее? И ответил: свобода. Я определил это как свободу совести и мнений, свободу от нужды и страха.

Вопросы и задания к документу

  1. Как вы понимаете мысль автора: «Где нет места гражданскому мужеству, там свобода недолговечна»? Актуальна ли эта мысль сегодня? Аргументируйте свой ответ.
  2. Что, по мнению В. Брандта, составляло суть и цель подготовки молодых социалистов к активному участию в деятельности партии?
  3. Должна ли, на ваш взгляд, современная российская молодежь, вступающая в политическую жизнь, готовиться к политической борьбе? Ответ поясните.

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое политический процесс?
  2. Какие типы политических процессов вам известны?
  3. Каковы структура и стадии политического процесса?
  4. В чем суть политического участия?
  5. Каковы возможные формы политической активности граждан?
  6. Почему политическое участие не всегда эффективно?
  7. Что такое политическая культура?

Задания

  1. Некоторые политологи сравнивают политический процесс с двуликим Янусом — римским божеством дверей, входа и выхода, всякого начала, одно лицо которого обращено в прошлое, другое — в будущее. Как вы понимаете это сравнение? На конкретных примерах раскройте его суть.
  2. На примере какого-либо политического процесса в России охарактеризуйте его структурные элементы и стадии.
  3. Под терроризмом в науке понимается оппозиционная деятельность экстремистских организаций или отдельных личностей, средством которой является применение насилия (или его угрозы) для запугивания правительства и населения. Характерной чертой терроризма является проведение таких насильственных акций, которые способны вызвать в обществе шок, получить широкий резонанс, повлиять на ход политических событий.

    Проиллюстрируйте черты терроризма примерами из истории и современности. Как вы думаете, какими личностными качествами обусловлено участие в террористических организациях? Свой ответ поясните. Дайте оценку деятельности террористов с позиций гуманистических ценностей и норм.

  4. Учеными установлены причины политической активности и пассивности граждан. В их числе: осознание своих социально-экономических и политических интересов; понимание общественного долга и забота о всеобщем благе; разочарование в эффективности политической системы, крушение господствующих в ней ранее ценностей; недоверие к власти; отсутствие прочных политических знаний и убеждений; стремление повысить свой социальный статус; политико-правовой нигилизм.

    На основе анализа этих причин выявите, что стимулирует политическую активность, а что мешает ей. Свой ответ поясните.

Мысли мудрых

«Человек по природе своей есть существо политическое ».

Аристотель (384—322 до н.э.), древнегреческий философ

Рейтинг@Mail.ru