Обществознание

Учебник для 10 класса

       

§ 23.1. Избирательная система

Избирательная система — порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определения результатов голосования. Она включает два взаимосвязанных компонента: 1) избирательное право — комплекс правовых норм о порядке выборов; 2) избирательный процесс — комплекс действий в процессе выборов.

Избирательное право является частью конституционного права и рассматривается в узком и широком смысле. Напомним, что в узком смысле избирательное право — это политическое право гражданина избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право) в органы государственной власти и местного самоуправления. Так, в России право избирать имеют граждане с 18 лет; право быть избранным в представительный орган — с 21 года, главой администрации субъекта РФ — по достижении 30 лет, а Президентом страны — с 35 лет. Российские граждане участвуют в формировании избирательных органов на принципах всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Избирательное право в широком смысле включает, помимо сказанного, избирательные законы (например, Законы РФ «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и др.; законодательство субъектов РФ), иные акты (например, инструкции и разъяснения).

На основе избирательного права реализуется избирательный процесс. Не случайно его называют избирательным законом в действии. Для избирательного процесса характерны следующие стадии: 1) подготовительная (назначение даты выборов, регистрация и учет избирателей); 2) выдвижение и регистрация кандидатов; 3) предвыборная агитация и финансирование выборов; 4) голосование и подведение итогов выборов.

Каждая из стадий отражает динамику действий на основе установленных правил. Например, согласно закону выдвижение кандидатов проводится партиями, что позволяет обеспечить альтернативность кандидатур. После регистрации кандидатов начинается стадия предвыборной агитации. Партии, избирательные блоки и кандидаты стремятся расширить свой электорат (от лат, elector — избиратель), т. е. контингент голосующих за них избирателей. К ведущим принципам предвыборной агитации относятся: состязательность и конкурентность претендентов на власть, а также равенство их возможностей (например, равное распределение эфирного времени). Сегодня в связи с возрастанием в избирательном процессе роли СМИ, и прежде всего телевидения, этот принцип приобретает особую значимость. Борьба претендентов за власть стала схожа с традиционным рынком: каждый из них, стремясь «продать» свою кандидатуру дороже (т. е. завоевать симпатии наибольшего числа избирателей), обращается к специалистам в области политического маркетинга (от англ. market — рынок). Они создают с помощью рекламы (в первую очередь телевизионной) привлекательный для избирателей имидж (от англ. image — облик) «товара». К сожалению, созданный имидж и сущность кандидата (либо партии) не всегда совпадают (приведите примеры), что в значительной мере осложняет задачу избирателей, в том числе при голосовании.

Подчеркнем, что предвыборная агитация, по существу, выражает суть избирательной кампании (от фр. cam-pagne — поход). Поэтому многие ученые рассматривают ее как часть избирательного процесса. Другие — отождествляют понятия «избирательный процесс» и «избирательная кампания».

Рейтинг@Mail.ru