Обществознание

Учебник для 10 класса

       

§ 22.1. Признаки правового государства

В социально-политической жизни идея правового государства означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Таков основополагающий признак (принцип) всякого правового государства.

Верховенство права (закона) в обществе как главный признак правового государства предопределяет прочие его признаки и предполагает подчинение закону самого государства, его органов, должностных лиц, других организаций, граждан. Например, в ФРГ в обычном порядке было возбуждено уголовное дело за неуплату налогов против министра экономики, в США — против второго лица в государстве — вице-президента.

Прочная власть, как утверждал известный русский правовед Б. А. Кистяковский,— это власть плюс законность; общество с развитым правопорядком — это дисциплинированное общество.

Правовое государство отличается от неправового и качеством законов: они должны быть гуманными, справедливыми, закреплять неотъемлемые права каждого человека — право на жизнь, на достойное существование и др. Наивно думать, что эти права дарует гражданину государство. Он обладает ими от природы, в них выражена его свобода, т. е. возможность осуществлять деятельность в различных сферах общества: экономической, политической, социальной, культурной, личной (частной). Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя униженно, неуверенно, теряет способность к творчеству, ограничивая, таким образом, собственное развитие и развитие общества. В этом неоднократно убеждались и сами устроители правового государства. Так, в США была распространена практика подслушивания правительственными агентами телефонных разговоров, вследствие чего нарушались права граждан на «прайваси», т. е. на частную (личную) жизнь, ее интимность, на уединение, на личные отношения, тайну корреспонденции и т. п. Многие американцы, зная о подслушивании, стали замкнутыми, раздражительными, постоянно испытывали страх. «А жить с глазами, полными страха,— справедливо заметил бывший министр юстиции в администрации президента Джонсона,— значит жить в несчастливой стране». Вместе с тем свобода, выраженная в правах, не может быть абсолютной, а предполагает ограничения, т. е. имеет определенную меру. При этом мера должна быть равной для всех. Например, человек, имеющий право на жизнь, должен поступать так, чтобы не подвергать опасности жизнь другого человека, и тем более не покушаться на нее. То же самое и с правом на отдых, иначе право одного человека становится произволом, бесправием для другого, превращается в одностороннюю привилегию. Русский философ И. А. Ильин отмечал, что, сознавая свои права, человек должен сознавать, что ему дозволено и не дозволено, что другие люди тоже наделены аналогичными правами, которые он должен признавать, учитывать, уважать.

Правовое государство признает и конституционно закрепляет свободу людей, их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека. Тем самым государство признает автономию личности по отношению к себе, исключает возможность превращения гражданина в своего верноподданного и рассматривает его как равноправного партнера. Оно защищает, охраняет от произвола права человека, которые становятся ядром всей правовой системы. Поэтому незыблемость прав человека, их охрана и гарантированность составляют еще один признак правового государства.

Разрабатывая законы, принимая на их основе другие политические решения и претворяя их в жизнь, государство берет на себя конкретные обязательства перед личностью. В свою очередь, личность обязана подчиняться общим установлениям государства, выполнять свои конституционные обязанности. Следовательно, для правового государства характерен признак взаимной ответственности государства и личности.

Правовое государство предполагает также наличие определенной системы взаимоотношений между различными ветвями государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной. Сущность этой системы выражается в принципе разделения властей. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений.

Вместе с тем если ни одна из трех ветвей государственной власти не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения, развития, а торможения.

Какая же из ветвей занимает верховное положение в правовом государстве? Таковой является законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает его верховенство в обществе.

В качестве гарантий от всевластия какого-либо государственного органа выступают системы сдержек и противовесов. Они реализуются в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках, а также в парламентских монархиях.

В президентской республике, скажем в США, где во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием, правительство формируется, как правило, из той партии, к которой принадлежит сам президент. Здесь отсутствует пост премьер-министра. Для отношений президента и парламента характерно в целом независимое существование, выраженное в отсутствии у президента права роспуска парламента, а у парламента права смещать правительство. Вместе с тем президент зачастую пользуется правом вето, т. е. не подписывает принятые парламентом законопроекты и возвращает их для повторного обсуждения. В то же время конгресс в США в лице палаты представителей может применить против президента механизм импичмента, т. е. привлечь его к особому суду, роль которого выполняет сенат.

Парламентская республика (Италия, Германия, Швейцария) характеризуется прежде всего верховенством парламента, который формирует правительство и перед которым оно несет ответственность. Здесь есть пост премьер-министра, возглавляющего правительство.

В смешанной, или полупрезидентской, республике (Франция) наряду со всенародно избранным президентом действует возглавляемое премьер-министром правительство. Оно находится в двойном подчинении. Его формирует и контролирует президент, но оно ответственно и перед парламентом (Национальным собранием), который может выразить правительству вотум недоверия. В свою очередь, французский президент имеет право распустить парламент.

В парламентской монархии (Великобритания, Бельгия, Швеция, Испания, Япония) власть монарха не распространяется на законодательство и значительно ограничена в сфере управления. По большей части монарх выполняет представительные функции, выступая символом единства нации. Значительную роль в таких государствах выполняет парламент.

Итак, мы выяснили, что ведущими принципами (признаками) правового государства являются: верховенство права (правового закона) в обществе, незыблемость прав человека, взаимная ответственность государства и личности, разделение государственных властей.

Рейтинг@Mail.ru